К только что прошедшей годовщине российско-грузинской войны, Левада-Центр опубликовал данные очень интересного опроса: за прошедший год значительно возросло количество россиян, выступающих за присоединение Абхазии и ЮО к России - с 25% до 34% и с 23% до 35% соответственно.
Одновременно значительно выросло число граждан, сомневающихся в том, что две бывшие грузинские территории должны быть независимыми государствами. На сегодня менее половины российских граждан уверены, что Абхазия и Южная Осетия должны быть независимыми. 41% поддерживают независимость Абхазии, 43% - Южной Осетии. Год назад поддерживающих независимость этих республик россиян было, хоть небольшое, но всё же большинство - так думали 53%. При этом лишь 28% граждан РФ считают, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии пошло на пользу России. В представлении почти половины респондентов (48%) не принесло России "ни пользы, ни вреда" – то есть им непонятно, в чем был смысл этой акции, а 11% уверены, что этим Москва лишь навредила себе.
Еще один интересный момент: в то же время, как показывают исследования "Левада-Центра", с прошлого года уменьшилось число россиян, негативно настроенных к Грузии: сейчас в целом 43% граждан РФ говорят о хорошем отношении к стране (в июле 2011 года таковых было 37%). С 50% до 43% сократилось число тех, кто отзывается о Грузии негативно.
Что сегодня думают на эту тему жители Абхазии – сказать трудно, т.е. никаких социологических исследований там, почему-то, не проводится (а если и проводится – то под грифом «секретно»). Чуть ли не единственный за последние годы профессиональный социологический опрос настроений абхазцев был проведён в сентябре 2011 года пражским информационным агентством Medium Orient по заказу информационно-аналитического ресурса Caucasus Times (оба они действуют под руководством кабардинского политолога Ислама Текушева).
Отвечая на вопрос о том, «какое решение вопроса о статусе своей республики Вы бы предпочли», около четверти граждан Абхазии (24.6%) заявили о целесообразности вхождения Абхазии в состав России в качестве отдельной республики, 73% опрошенных высказались в пользу полной независимости своей республики.
Четверть граждан, ратующих за ликвидацию независимости своей страны - это много. При этом никакой пиар-кампании и никакого административного давления за «вхождение в Россию» в Абхазии не было и в помине, скорее наоборот. Так что очевидно, возникни у Кремля такое желание – увеличить процент жаждущих войти в состав России абхзацев будет легко.
Как изменились настроения за прошедшие месяцы – сказать трудно по причине закрытости этого общества для свободной социологии.
Что касается Южной Осетии – то там судить о настроениях местных жителей еще труднее про причине почти полного отсутствия таковых, за период после российского признания осетинское население бывшей Юго-Осетинской АО в составе ГССР постоянно уменьшается. Впрочем, ход последних выборов показал,что Кремль не задумываясь и легко навяжет любо удобное ему решение.
Похоже, что этот вопрос - присоединение Абхазии и ЮО к России - будет чуть ли не единственным за всю новейшую историю России, когда правящий класс решит выполнить «желание народа».
Публикации этих данных предшествовали не менее интересные и, на первый взгляд, необъяснимые действия российской дипломатии.
Парламентская ассамблея ОБСЕ на пленарной сессии 9 июля 2012 года приняла резолюцию "Положение в Грузии", в которой Абхазия и Южная Осетия названы "оккупированными территориями". Неожиданно для всех Российская делегация в ПА ОБСЕ не проголосовала против, авоздержалась при голосовании.
Это революционное изменение позиции России: фактически, российская делегация согласилась с тем, что Запад признал Россию страной-оккупантом, что Россия оккупирует суверенную территорию Грузии.
Такой взгляд на Россию со стороны Запада, казалось бы, должен вызвать обеспокоенность Кремля, ибо он чреват многими неприятностями. Однако Россия, как было сказано выше, не только не пыталась оспорить такую формулировку, но молчаливо согласилась с ней.
Как справедливо отметил абхазский общественный деятель Беслан Кобахия: «Откровенно говоря, совершенно непонятная позиция руководителя Российской делегации, депутата Государственной Думы РФ Николая Ковалева. Если в ПАСЕ ОБСЕ при непротиводействии российской делегации принимается документ, в котором фиксируется «оккупация» Южной Осетии и Абхазии, может ли это означать признание «оккупации» Южной Осетии и Абхазии со стороны официальной власти России? Если это так, то мы являемся свидетелями полного изменения в позиции Российской Федерации по этим вопросам. Если следовать этой логике, то за этим решением должна произойти «деоккупация», то есть вывод российских войск из названных стран».
За прошедшие с момента «признания» годы шло неуклонное ужесточение позиции Запада в вопросе российской политики в Абхазии и ЮО.
Еще 5 ноября 2008 тогдашний Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана сказал: "Признания независимости Южной Осетии и Абхазии не будет. Это ясно".
Тем не менее, Запад избегал прямо называть положение в Абхазии и ЕС «оккупацией», предпочитая боле уклончивые формулировки. Однако в последнее время высшее руководство и ЕС и США, и присутствие России в «сепаратистских регионах» иначе как оккупацией не называет. Это – единственный серьезный итог компании Москвы по легализации «непризнанных государств» - то есть существенное поражение российской дипломатии. Данная резолюция ОБСЕ 9 июля 2012 года лишь одна из многих деклараций осуждающих «оккупацию Россией суверенной территории Грузии», произнесенных западными лидерами в последнее время. Видимо, в Кремле поняли, что добиться изменения ситуации они не в состоянии, а новообретенный статус «страны-оккупанта» может грозить России серьёзными международными неприятностями.
Похоже, что Кремль поняв это, что решил избавиться от «мятежных территорий». . Собственно, иного объяснения голосованию России, кроме как сигнал об этом в строну Грузии или Запада я не вижу. Ведь за прошедшее с момента исторического голосования никакой ясности в этом вопросе внесено не было – ни официальными источниками, ни экспертами.
В таком случае есть три возможных пути развития ситуации, в зависимости о того, что произойдет в Грузии:
1. Самый вероятный сценарий заключается в том, что прозападный курс Грузии сохранится. Тогда - в перспективе - возможен раздел Абхазии по взаимной договоренности между правительствами РФ и Грузии. Населенные сейчас грузинами территории и некоторая часть других территорий Абхазии возвращаются в Грузию, другие территории, аннексируются Россией на правах Абхазской Республики в составе РФ или под другим юридическим оформлением. Сухуми Россия всеми силами будет пытаться оставить себе, в обмен на Сухуми Грузии предложат всю Южную Осетию целиком и согласие России на начало процесса вхождения Грузии в НАТО. Грузинское руководство может пойти на этот шаг, если придет к выводу, что добиться согласованного эффективного и мощного давлении всего Западного блока на Россию с целью вывода войск – невозможно, а еще через поколение вопрос возвращения этих земель Грузии будет сдан мировым сообществом в архив.
2. Режим Грузии становиться пророссийским. Это значит, что Грузия входит в СНГ и в новый Евразийский союз, возможно и возвращение военных баз, а скорее даже соглашение об использовании черноморских портов российскими ВМС - это главное, что нужно России в военной сфере. Такой вариант возможен при победе оппозиции, но нельзя полностью исключить и пророссийского разворота самого Саакашвили или назначенного им преемника. Тогда Грузия просто получит назад всю Южную Осетию и Абхазию как поощрительный подарок. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд неожиданность, этот вариант тоже вполне реален. Вспомним, что и Саакашвили, и все предыдущие грузинские президенты, начинали свой путь как пророссийские политики. Первый визит Саккашвили совершил именно в Москву.
3. Возможен и такой вариант: в случае резкого пророссийского разворота Грузии и разрыва отношений с Западом, Запад в лице Турции (с присоединением в скором времени, возможно, и других государств) признает Абхазию. На Россию оказывается мощное давление с требованием вывода войск, вплоть до резолюций ООН о деоккупации и проявления американского флота. Южная Осетия при этом оказывается предоставленной самой себе.
История, в том числе и постсоветская, знает примеры воплощения в жизнь куда более невероятных сценариев, чем приведенные мною.
Исходя из интересов Москвы, имеется еще один серьезный довод в пользу первого варианта «утилизации» Абхазии и ЮО в интересах Садового Кольца (раздел Абхазии по взаимной договоренности между правительствами РФ и Грузии).
В последнее время некоторыми российскими экспертами была выдвинута идея создания в Абхазии оффшорной зоны с целью «глобального и независимого маневрирования российских капиталов». Попросту говоря – создания полностью подконтрольного Кремлю офф-шора, райского места. Доступ к которому будет только у Кремля и где поэтому можно уже совершенно безопасно отмывать, прятать и т.д. любые деньги любого происхождения. Сказка – могущая стать явью!
Наиболее дальновидные абхазские политологи уже начинают протестовать против этого варианта – однако смешно даже подумать, что мнение самих абхазов кто-то будет слушать в столь жирном деле.
Однако для того, чтобы этот офф-шор смог эффективно работать, независимость офф-шорной территории должна быть признана мировым сообществом. Абхазии и
Однако сегодня даже самым некомпетентным московским политикам и экспертам, думаю, становится ясно, что международного признания «независимости» отошедших от Грузии и занятых войсками РФ территорий ждать не приходится, что клочь тут всецело находится в руках Тбилиси, и без его согласия создание вышеописанного финансового рая на Земле невозможно.
То есть – надо делиться, в данном случае территорией своего подопечного, благо она всецело под контролем российских войск и спецслужб.
Поскольку Кремль и категории: "моральные обязательства", "долгосрочная стратегия", "долгосрочные интересы страны" несовместимы, то решение Кремля о "сдаче" Абхазии и ЮО вполне реально.
Если предположить, что Кремль решил вернуть Абхазию или ее значительную часть, Грузии, - то какие сценарии поведения Абхазии - и власти и общества - можно представить?
Если такое решение будет принято, Москва начнет навязывать его выполнение заранее, при помощи точеных действий спецслужб и индивидуального давления на ключевых политиков.
Сценарий этот, впрочем, может пройти совсем не гладко или даже провалиться.
Произойдет это в том случае, если у абхазского народа и руководства проявиться воля к независимости и хватит мужества сразу же занять жесткую позицию - объявить о том, что Россия «в одностороннем порядке предала Абхазию», и потребовать вывода войск. Если произойдут вооруженные столкновении между абхазами и российскими силами - это всколыхнет весь Кавказ, начнутся акции протеста. В первую очередь поднимутся черкесы. Возможно и присоединение к протестам других кавказских этносов. Если же в столкновениях с федералами прольется абхазская кровь - это вызовет и вооруженное сопротивление, особенно черкесов: добровольцы в Абхазию, в случае попыток противодействия - вооруженные конфликты. Это серьезно дестабилизирует Северный Кавказ и заставит Кремль отступить. То есть это произойдет в случае, если правительство Абхазии займет такую позицию, или если правительство страны отступит, но начнутся массовые стихийные выступления которые сметут действующее руководство страны и создадут новое. Если у абхазов не хватит мужества быстро и сразу занять жесткую позицию - тогда Кремль исполнит задуманное, подавит протесты.
Не исключено, однако.что массового недовольства включением (пусть и частичным) сосав России не будет. Ведь абхазские элиты наверняка получат за свое согласие «жирный куш», а в случае реализации плана «офф-шорного рая» – и свою долю от этого пирога.
Ну а для Путина этот сценарий – чуть ли не единственная возможность продемонстрировать народу успех хоть на каком-то на поприще.
В любом случае, нынешний статус-кво вокруг «непризнанных территорий» не может длиться вечно.