Бурчим-с
Рано или поздно русский национализм упрется в этот вопрос: что такое нация, что такое национальность и какие между ними отношения. Ну никак не удастся этот вопрос обойти или заболтать.
Совершенно очевидно, что человек по-разному представляет себе принадлежность к нации и принадлежность к национальности. По-разному себя позиционирует и ведет в обществе в зависимости от того, кем он себя представляет в данный момент.
Нация — это история и территория, это геополитика и война. Когда в разговоре о политике человек говорит, что он «русский», то он обозначает свое происхождение из современной РФ или СССР и признает их как правопреемников Российской Империи. Он говорит о Суворове и Багратионе, о Курильских островах и Крыме, о царях и героях, о боли предательства и торжестве побед. Национальность — это язык и культура. «Русский» в этом контексте — это носитель русского языка, культуры, славянских обычаев и т.п. Это — природа, блины, песни, свежий ветер, хрустящий мороз, молодецкая удаль и женская красота.
Эти вещи НЕ связаны, хотя являются часто наблюдаемыми признаками феномена национализма. Смешивать их в одном «национализме» — это от интеллектуальной лени. Это все равно, что описывать часы как совокупность стрелок, циферок, гирек, кукушки и тикания. Заранее ясно: на базе такого определения сделать работающие часы трудновато, а вот неработающие — запросто.
Путаница идет оттого, что слово «нация» в юропках используется как для нации, так и для национальности.
Там в ряде стран так и есть: одна национальность занимает страну и тем самым образует нацию. В России все гораздо сложнее, и европейские рецепты не катят ни под каким соусом. Слишком большая у России территория, чтобы на ней сработал рецептик для маленькой Швейцарии. Фактически это целая планета без границ, о которой мечтали поколения фантастов и мыслителей — а она вот, здесь, под ногами! Не ублюдочная «Евразия». Не «часть иудохристианской цивилизации». Не «часть Европы». Не «часть Азии». А целая самостоятельная и самодостаточная Планета Россия, никому не обязанная отчитываться в своей жизни.
Но вместо того, чтобы освоить эту планету для себя, чтобы сделать эту сложность «цветущей», лица, изображающие себя мыслителями и ревнителями некой расплычатой «русскости», старательно избегают усложнений и рубят ветку за веткой, хоть чем-то не похожие на европейские палки. Иначе заругает слюнявый французик, чопорный англичанчик, дуболом-немец, вертлявый итальянец и прочие — все, кому не лень. И будет наш русский националист дергаться от обидной клички «доморощенный». И будет снова пунцоветь от стыда перед иностранцами — как Чаадаев, Смердяков, Бердяев, как толпы большевистских функционеров. Да и нынешние политиканчики не меньше пластаются. «Россия — европейская страна» — говорит президент большой страны кучке журналистов из стран, маленьких. И прибавляет «безусловно». Тьфу.
Весь конфликт «русского национализма» с «Россией-частью-Европы» сосредоточен вокруг маленького вопроса: стыдно ли быть русскому в России русским? Или можно чем-то погордиться?
«Европейцам» хочется, чтобы Россия как можно скорее зажила по европейским правилам, чего бы это ей не стоило. Все, что мешает — сломать. Допустима шоковая терапия. «Националистам» хочется, чтобы было в России было все «по-русски» — но чтобы были еще «демократия», «свобода», «средний класс», «гражданское общество», «толерантность» и прочее европейское фуфло.
А иначе якобы обязательно случится страшная азиатская диктатура, кровавый режим, фашизм, гулаг-дуршлаг-краковяк. Об этом написано несколько книг малоавторитетными и озлобленными на все русское писателями и снято много голливудских кинофильмов. Значит, оно так и есть?
Определение нации
Кончаем бу-бу-бу и переходим к акту исправления имен. Вводим определение нации, которым предлагаем пользоваться всем. Ради прикола начать, чтобы потом убедиться, что оно оптимально и технологично.
«Нация — это сообщество людей, устойчиво, осознанно и единообразно ассоциирующее себя с определенной территорией и самопозиционирующееся в пространстве и времени».
Комментарии:
1. А где остальные признаки нации? Они, как говорят буржуины, optional. Ни язык, ни государственный строй, ни культура, ни фольклор не объединяют так, как сплачивает представление о «нашей земле» и деяниях предков. Или, как говорят в математике, они лишь «существенные условия». А вот земля — это то, за что ведутся войны и то, что правдами и неправдами пытаются у нас отнять в мирное время (например, т.н. «диаспоры», «землячества» и др. раковые образования на территории России). История — это то, что дает право считать землю своей. Не случайно враги России так тщательно марают и перевирают ее историю — понимают, сволочи, куда бить. Вовсе не в богоносность-судьбоносность.
2. Чем это определение лучше других? Оно лучше всех википедских, словарных и прочих, которые можно прочитать в книгах. На нем можно строить национальную политику, национальные тезисы и призывы, базировать национальные ценности. Это формула, позволяющая порождать некие новые тезисы, проверяемые на практике.
А почему? Потому что оно основано на понятии «общество» и «самопозиционирование», которые можно легко расшифровать и убедиться в их академической строгости.
Вот, например, из моего определения прямо и непосредственно следует, что в России уже почти 2 века немирно сосуществуют ДВЕ нации, ведущие то латентную, то явную гражданскую войну. Одна полагает территорию России частью чего-то еще, а историю — досадным препятствием мировому прогрессу. Другая полагает территорию России территорией России, а историю России — историей России и не понимает, почему они должны перед кем-то оправдываться, догонять, перегонять, искать свое место на линейке «Запад-Восток», евразийствовать, и т.п. Эти две нации НЕ могут существовать мирно, поскольку одна земля может держать на себе только одну нацию.
И не будет в стране внутреннего мира, пока одна из этих наций не прогонит другую физически с территории России.
3. Расшифруем?
Частично.
3.а. «Общество» — это временное объединение двух или более людей, сотрудничающих для достижения цели, которую нельзя достичь без этого объединения.
«Сообщество» — это объединение обществ, составленных из людей, консенсусно разделяющих условия и правила сотрудничества.
3б. «Самопозиционирование» — это ответы на задаваемые себе самому вопросы «Кто я?», «Где я нахожусь?» и «Сколько сейчас времени?». Без ответа на эти вопросы никакая разумная деятельность невозможна. Более детально самопозиционирование расшифровывается в психологии.
3в. «Сотрудничество» — это консенсусно ясно всем, кто с кем-то сотрудничал хотя бы раз (можно расшифровать, но для этого нужна отдельная статья).
Как видите, терминов, требующих дополнительного пояснения, не осталось.
Зато ЛЮБЫЕ другие определения нации содержат термины, которые ссылаются на другие термины, не имеющие четкого определения или относительно которых нет консенсуса. Они совершенно не применимы к первому же национальному недоразумению.
Можете проверить, кому охота.
4. А как же то, что традиционно приписывается нациям, но не охватывается этим определением? На то и определения, чтобы обозначать пределы наблюдаемого феномена. То, что не вписывается в пределы, просто откладывается в сторону. Таков побочный эффект приема, по-латински именуемого «sci», от чего произошло само слово «science». Любое исследование, которое в результате принесло пользу людям, начиналось с этого «сцы». Противоположностью является антиинтеллектуальный акт сваливания в одну кучу всех признаков явления, обычно без их структуризации и отделения косвенных или случайных. «Комплексный подход», типа. Гуманитарщина.
5. Возможно ли расширить это определение? Да, но при этом следует помнить о том, что вводя новые понятия и термины, мы рискуем размыть границы явления, через которые хлынет поток отстегнутого словесного творчества, который, полагаю, поднадоел всем.
Спасибо и поздравления всем, кто дочитал до этого места. Детализировать дальше не буду — кто понял сразу, далее разберётся сам.
Кто не понял сейчас, поймет позже. Мы на пороге новой научной парадигмы, и сложности в ее понимании естественны.