Достаточно любому неравнодушному набрать в Гугле.Ру "Русинская концепция", как объвится несколько тысяч ссылок на документ, вызывающий в последние месяцы живые, непрекращающися в буквальном смысле и днем, и ночью дискуссии. Обсуждаемая мировой общественностью "Русинская национальная концепция", разработанная авторами из мятежной Подкарпатской Руси, провозгласившей в 2008 году свою «независсимость» от Украины, содержит в себе целый ряд стратегических моментов, касающихся не только центральноевропейского региона, но и всего «Русского мира». Вот только некоторые основные разделы "Русинской концепции":
- Об отношении подкарпатских русинов:
- ко всем русинам мира;
- к России;
- к Украине;
- к общинами (венгерской, румынской, ромской и другим).
- к остальному миру;
- Межконфессиональные отношения в Подкарпатской Руси;
- Приоритетные вопросы углубления сотрудничества со странами Центральной Европы и Россией;
- Экономическая ситуация и перспективы...
О сути и подробностях "Русинской концепции" расскажет премьер- министр Республики Подкарпатская Русь Петр Гецко.
В "Русинской концепции", которая базируется на прошлом Подкарпатской Руси и учитывает современные геополитические и экономические тренды, заложены идеи нового русинского века. Однако, этот документ в основе своей привлекателен не только для подкарпатских русинов. В нем учитывается существующий в нашем регионе и в данное время уровень народного самосознания, которое и диктует то жизненное состояние, которое будет наилучшим "при данных условиях жизни".
А такими условиями жизни являются:
1. Относительно небольшие размеры территории Подкарпатской Руси.
2. Высокая плотность населения.
3. Четко определенные задачи державы.
4. Конкретные хозяйственные задачи страны.
5. Национальный состав страны.
6. Многовекторная религиозная принадлежность граждан Подкарпатской Руси.
7. Социальный состав страны.
8. Культурный уровень граждан.
9. Особенности народного характера.
10.Внешние и внутренние угрозы разного свойства для нашей Республики.
Хотелось бы обратить внимание на то, что Украина до сегодняшнего дня так не создала своей государственной концепции, поэтому появление "Русинской концепции" говорит о более высоком уровне в организационном подходе к будущему в государстве Республика Подкарпатская Русь. Самое главное, что в концепции сделана попытка обозначить направления, которые обеспечили бы комфортную жизнь для любого гражданина Республики. При этом никаких присоединений к другим государствам, никакий слияний. И разговоры о том, что сегодня русинский народ так не будет делать или этак, потому что привык - нет народ как раз за советский и украинский период еще не отвык от своего языка, обычаев, от своей веры. И "Русинская концепция" построена именно учитывая данную предпосылку. В ней обозначены наши отношения с Россией, Украиной, ЕС, межконфессиональные отношения. Конечно же выбрана социально ориентированная политика по образованию, медицине, наполняемости бюджета. Учитываются освободившиеся финансовые потоки, которые сейчас идут в Киев. Государство Подкарпатская Русь однозначно правовое. Сила права выше права силы. Поэтому, кстати, и для самоопределения мы выбрали не косовский и не абхазский варианты, а свой – правовой. Община - основа управления государством, первичная ячейка. Государство информационных технологий, все имеют право на бесплатный Интернет, все финансовые трансакции осуществляются через Интернет. Обучение - дистанционное через Интернет. Общение с властью через Интернет. Наши противники с усмешкой комментируют такой подход, между тем, достаточно познакомится с состоянием этой сферы в Эстонии, в Чехии, заглянуть в интернет-кафе в русинском городке, чтобы понять реальность этой задачи. В "Русинской концепции" заложены и новые подходы к решению проблем занятости, мы должны уже сегодня заложить фундамент новой конкурентоспособной экономики.
Отдельный разговор о русинской диаспоре, которая всегда играла ключевую роль в жизни нашего региона. В настоящее время, когда несколько сот тысяч русинов работает за границей, прежде всего экономическую. Но в прошлом столетии и политическую. Ведь именно русинская диаспора США добилась права русинского народа на самоопределение. Это статус, о котором не забыл и которым недавно вновь воспользовался русинский народ. Конечно, можно вспомнить и 2004 и 2008 годы, когда американские русины, через американских политиков, через команду МакКейна и Пелин лоббировали русинские интересы в США. Отдавая дань уважения заслугам диаспоры в прошлом и в не меньшей мере в настоящее время, авторы "Русинской концепцией» предусмотрели двойное гражданство. То есть русин может иметь, например, гражданство США и одновременно гражданство Республики Подкарпатская Русь. Где бы русин не жил, будь он американским, бачванским, словацким, венгерским, румынским русином, или проживал бы в любой другой стране - он имеет право получить второе гражданство в Республике Подкарпатская Русь. Может быть это будет «Карта русина», по типу той, которая уже имеется у венгров и которую планирует ввести Россия. Но для нас это имеет гораздо большее государствообразующее значение, потому что Республика Подкарпатская Русь может и, в какой-то степени, обязана стать материнским государством для всех русинов мира. Это, кстати, основополагающая новинка концепции, придающая новую, современную трактовку термину русин и подкарпатский русин, не исключающую, но принципиально дополняющую широко применяемое в России название «карпаторосс».
Великий немецкий геополитик Карл Хаусхофер в своём труде "О геополитике" подчёркивал необходимость установления естественных границ, их исключительное значение для жизнеспособности государства, для страны как живого организма. С военной точки зрения эти утверждения, казалось бы, устарели - ведь крупномасштабные сухопутные войны в современном мире редки, а в Европе не ведутся вовсе уже с 1945 года, а современные вооружённые силы сравнительно легко преодолевают любые географические рубежи, будь то пустыни Ближнего Востока или хребты Кавказа. Это верно - в наше время разве что океан служит более-менее надёжной защитой от агрессии, но не менее, если не более важен для устойчивости страны другой фактор, о котором также много и убедительно писал Хаусхофер - осознание народом своих границ. Территория Подкарпатской Руси – не слишком большая. Но в сравнении с иными регионами мира исторически и культурно - относительно однородная, цивилизационно – относительно единая. По уровню развития, по специфике обычаев, исторической судьбы – в целом однородная.
В минувшем веке попытки интеграции Подкарпатской Руси оказывались неудачными потому, что переходили некую разумную границу, вторгались в зоны для такой интеграции не подготовленные или в ней не нуждающиеся. Речь идет прежде всего о Украине, да в некоторой степени и о Чехословакии. Подкарпатская Русь не могла быть естественно интегрирована в Украину, в частности, и потому, что цивилизационно была иной. Она была европейской, но в то же время она была русофильской в своей глубинной сути. В отличии от русофобской Галичины во многих случаях у нее другие интересы и видение мира. В результате взаимоотношения Подкарпатская Русь - Украина превратили внутрицивилизационную войну за объединение в межцивилизационную войну на уничтожение русинского народа.
Вот если бы удалось начать интеграцию в сторону ЕС за счет территории, которая исторически не имела внутри себя четких границ – те или иные из этих государств в то или иное время входили в состав соседних государств - тогда да.
То есть интегрировать формально то, что во многом могло бы интегрироваться само. Такая интеграция прошла бы успешно и результат оказался бы привлекателен для соседей: шаг за шагом, и Подкарпатская Русь была к этому объективно подготовлена.
В разные времена Подкарпатская Русь была либо периферией европейских империй, либо барьером, буферной зоной, отделявшей западноевропейскую цивилизацию от действительных или мнимых угроз с востока, территорией, столетиями переходившей из рук в руки, но имевшей опыт своей государственности.
Подкарпатская Русь будет демилитаризованной страной со статусом "вечно нейтральной и внеблоковой", статус, который в данный момент не вызвал бы сопротивления ни ЕС, ни России. Хотя нейтральная вовсе не означает, что на территории не будет чьих-то войск. Это означает внеблоковость. Тем не менее нейтральные государства могут допускать на свою территорию чужие войска по взаимной договоренности. Так в период ВМВ Швеция и Исландия предоставляли свои порты для кораблей союзников, а сегодня такие формально объявившие нейтралитет страны, как Швейцария, Мальта, Ирландия являются членами программы «НАТО-партнерство во имя мира» и принимают участие в совместных учениях. Но для Подкарпатской Руси предпочтительней быть членом программы «ОДКБ-партнерство во имя мира».
Таким образом, подкарпатские русины вряд ли могут стать в ближайшем обозримом будущем физической составляющей или европейским кордоном России. Однако, они – именно благодаря своему в веках пронесенному и сохраненному стремлению к русскости – могут стать важными союзниками, спутниками, идейными и духовными членами Русского мира. Реальным можно рассматривать сегодня скорее некоторое активное сохранение исторического статус-кво: образование самостоятельного восточноевропейского русинского государства, подобного Словакии, ориентированного, с одной стороны, на вхождение в ЕС, а с другой - традиционно дружественно настроенного к русским, как упомянутые уже словаки.
Сегодня русских в России и на Украине, кроме корней происхождения и конфессионального родства, объединяет с русинами еще и борьба с общим врагом - украинским национал-шовинизмом, тесно связанным с Галичиной.У русинов и венгров еще свежи в памяти события 1938-39 годов прошлого столетия, когда галичане с откровенной поддержкой гитлеровцев осуществили военный переворот в Подкарпатской Руси. Запретив называться русинами, закрыв все политические партии кроме своей и немецко-фашистской, осуществив целый ряд мероприятий по устрашению русинской и венгерской интеллигенции: публичные растрелы без суда и следствия, концентрационный лагерь для неукраинцев. Подобные рецидивы повторяются уже и сейчас. Просто расстрелы и концентрационные лагеря заменены государственным "Планом мероприятий по уничтожению русинов". То есть потен-циальная опасность для Подкарпатской Руси надвигается не со стороны Украины или России, а конкретно – из Галичины. Однако, после поражения этого противника и выделения из русского пространства Галичины объединившаяся Русь вряд ли будет занята притязанием на область, лежащую за ней, за Карпатами. Это тоже учтено в "Русинской концепции".
В целом концепция предполагает решение русинского вопроса с учетом интереса всех строн, сохранения мира и спокойствия в регионе. Что, в том числе, не препятствует необходимости в разработке системы гарантий безопасности международно-значимых продуктопроводов и, заодно, национальной государствен-ности русинов. Но этой системе совсем необязательно держаться на русских или американских штыках, напротив, такой расклад очевидно выгоден и Европе, так что и ее участия в этом проекте нельзя исключить.
Если подытожить одним предложением эти комментарии, то "Русинская концепция" для Подкарпатской Руси обозначила главный параметр "НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ВЫЖИТЬ И ЖИТЬ - НО ЖИТЬ ХОРОШО".