В телетрансляции Послания больше всего запомнились два момента: первый - когда во время слов Медведева о борьбе с коррупцией крупно показали Лужкова, второй – когда обнаружилось, что хваленая элита слов Гимна своей страны так и не выучила.
Чиновники, политологи, военные, возможно, найдут в президентском Послании много нового. Экономистов же постигло очередное разочарование. Раздел Послания Президента, посвященный экономике, получился не только бесцветным, но и вредным, дезориентирующим и бизнес, и население. Экономические тезисы Президента сегодня не годны даже для внутреннего употребления.
Тезис первый: во всем виновата Америка
«Думаю, возникшее после распада Советского Союза представление о собственном мнении как о единственно верном и неоспоримом – в конечном итоге привело власти США и к крупным просчетам в экономической сфере. Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста – они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. И не внимали многочисленным предостережениям со стороны своих партнеров (кстати, в том числе, и нашим). В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим».
Бедные американцы знать не знали, что надувают денежный пузырь и не координируют свои действия с другими участниками глобальных рынков. Ой ли? Вот что 14 февраля этого года говорил работавший тогда Президентом России нынешний премьер «раб на галерах» Путин: «Чистый приток частного капитала в Российскую Федерацию составил в прошлом году 82,3 миллиарда долларов, это в два раза больше чем в 2006 году, в два раза!.. Фондовый индекс увеличился на 20 процентов, это чуть меньше, чем в прошлом году, но в прошлом году вообще был рекорд. И вообще фондовый рынок России растёт рекордными темпами: 20 процентов – очень неплохой показатель».
Оказывается, в те времена мы радостно сливались с американцами и другими «участниками глобальных рынков» в едином фондовом экстазе, принимая денежные пузыри за реальный экономический рост. Или Путин тогда ошибался?
Можно, конечно, всю вину за внутренние российские проблемы свалить на американцев и не слушать доморощенных экономистов, но есть авторитетные международные институты, исследования которых много раз подтверждали: российская финансовая система далека от стандартов не только всех развитых, но и многих развивающихся стран. Вот как, например, выглядят позиции России по уровню развития финансовой системы, определенная Всемирной Федерацией Бирж (таблица 1).
Таблица 1
Рейтинг финансовых систем мира по уровню их развития в 2008 году
Страна |
Место |
Оценка (1-7) |
США |
1 |
5,85 |
Великобритания |
2 |
5,83 |
Германия |
3 |
5,28 |
Япония |
4 |
5,28 |
Канада |
5 |
5,26 |
Китай |
24 |
4,09 |
Индия |
31 |
3,63 |
Россия |
36 |
3,40 |
Бразилия |
40 |
3,28 |
Примечание: рейтинг состоит из 52 стран.
Источник: The Financial Development Index 2008 Rankings, World Federation of Exchanges, 2008.
Конечно, 36 место из 52-х возможных – это неплохой результат, но не позволяющий претендовать на повышенное к себе внимание. К тому же капиталоемкость ВВП (отношение совокупной капитализации рынка акций национальных компаний к объему номинального ВВП), рассчитанная Всемирным банком, явно указывала на то, что мы следуем в фарватере мирового фондового безумия, надуваясь вместе со всеми, а рвануть могло, что называется, в любое время и в любом месте (таблица 2).
Таблица 2
Капиталоемкость ВВП (%)
Страна |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Россия |
45 |
72 |
107 |
116 |
США |
140 |
137 |
148 |
144 |
Великобритания |
131 |
137 |
160 |
141 |
Канада |
119 |
131 |
134 |
165 |
Япония |
80 |
104 |
108 |
102 |
Индия |
55 |
68 |
89 |
155 |
Бразилия |
50 |
54 |
67 |
104 |
Китай |
33 |
35 |
91 |
190 |
Источник: World Development Indicators, World Bank, 2008.
Как видно, Россия ничем не отличалась от других стран. Если уж кому пенять, так это континентальной Европе, той же Германии, где капиталоемкость ВВП в 2007 году достигала всего 64%, или Италии с ее капиталоемкостью в 51%.
Впрочем, винить Америку есть за что. За то, что взрыв американской ипотеки и последующий мировой финансовый кризис обрубили доблестным российским олигархам дешевое зарубежное финансирование и обвалили нефтяной рынок. С другой стороны, если бы финансовый кризис разразился на год позже, совокупный внешний долг Росси составлял бы уже не $527,1 млрд., как на 1 июля 2008 года, а процентов на 35% больше, где-нибудь в районе $700 млрд. Резервы бы так не выросли – слишком много программ напринимали, к тому же с конца весны у Правительства начался распределительный зуд.
Тезис второй: создаем новую финансовую архитектуру
«Необходим постоянный диалог с нашими партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры. Монополия в этой сфере оказалась не просто неадекватной реалиям современной глобальной экономики... Мы свои предложения об основных принципах создания новой экономической архитектуры подготовили и нашим партнерам направили. Считаем, что глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира. В какой бы стране они ни зарождались и какой бы рынок ни затрагивали – финансовый, энергетический или продовольственный».
Все, о чем мечтают сегодня развитые страны – восстановить предкризисный статус-кво, для чего уже направили на поддержку мировой финансовой системы по линии ФРС и ЕЦБ почти $1,9 трлн. В эту сумму входят кредитные линии более чем на $120 млрд., открытые для развивающихся стран - Бразилии, Мексики, Сингапура, Южной Кореи.
Да и монополии в финансовой сфере нет уже почти десять лет: влияние второй основной валюты – евро – постоянно растет. Как указывает Владислав Иноземцев, если в 2000 г. на долю евро приходилось 17% резервов центральных банков, то в 2007-м – уже 27%, в 2007 г. в евро было номинировано 48% новых корпоративных облигаций, а в долларах – лишь 37%, количество наличных евро сегодня превышает сумму обращающихся долларов более чем на 20%.
Что же до предупреждения мировых экономических кризисов, то здесь спичрайтеры дали маху – теория мировых экономических циклов до сих пор не разработана, а тот, кто хоть немного продвигается в данном направлении, может рассчитывать на Нобелевскую премию по экономике. Если б все было так просто, никаких кризисов не было бы и в помине. К сожалению, кризисы всегда возникают внезапно и все, что мы можем – это создавать «подушки безопасности» на случай аврала.
Удивительны меры, предлагаемые Президентом. Удивительны не новизной и актуальностью, а повсеместным распространением и тривиальностью: «Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений».
Системы оценки рисков давно уже созданы и активно развиваются. Кстати, основная часть ныне проклятых деривативов – не что иное, как страховка на случай реализации того или иного финансового риска.
«Объективная информация об участниках рынка и финансовых операциях» в мире раскрывается в обязательном порядке, чего не скажешь о России. В нашей стране масса теневых трансакций всплывает лишь по прошествии времени, когда вдруг оказывается, что один министр является совладельцем оффшорного трастового фонда, а другой олигарх проводит финансовые аферы через исландские банки.
Про «гармонизацию стандартов бухгалтерского учета и отчетности» и говорить нечего: Президент, видимо, давно не заходил на сайты электронных магазинов деловой литературы, а если б зашел, то сразу бы увидел массу книг по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), на которые, кстати, перешли все российские предприятия, взаимодействующие с иностранными контрагентами.
Но продолжим о мерах: «Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях - который мы, к сожалению, затянули - конечно, прежде всего за газ и за нефть. Сейчас нужно активно содействовать нашим компаниям в получении максимальных выгод из открытости российской экономики и из текущей рыночной ситуации, несмотря на всю ее сложность. Помогать им повысить свою эффективность и выйти на новые рынки – рынки товаров, технологий, рабочей силы... Чего мы ждем? Институты развития у нас есть. Ресурсы – тоже есть».
Напомним, что задача конвертируемости рубля была поставлена предыдущим Президентом еще в Послании 2003 года: «Другая крупная задача, которую надо решать вместе (первая задача: удвоение ВВП – авт.), – это достижение полной конвертируемости рубля. Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям». Прошло пять с половиной лет, а воз и ныне там. Слова, слова... Региональной же валютой рубль является с момента распада СССР, достаточно вспомнить про белорусские золотовалютные резервы, большей частью сформированные в рублях.
Пассаж о помощи российским компаниям при выходе на новые рынки, для чего имеются и институты, и ресурсы, вызывает разве что досаду. АПН и другие издания не так давно подробно анализировали международный опыт и констатировали, что в России для своего бизнеса ни институтами развития, ни резервными фондами не делается ровным счетом ничего.
Говорили, говорили и что? Ничего. Новое заявление Президента и бурные, продолжительные аплодисменты. Впрочем, эта тема в Послании прозвучала в первый и последний раз. В следующем году ни резервов, ни институтов развития, скорее всего уже не будет.
Тезис третий: страна инновационных грез
«Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит – достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды».
Зря составители речи вспомнили о производстве знаний, новых технологиях и инновациях. Обратимся к статистике, наглядно характеризующей состояние производства знаний и инноваций (таблица 3).
Таблица 3
Некоторые показатели научных исследований и инноваций в 1992-2006 гг.
Показатели |
1992 |
2000 |
2006 |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки (ед.), в т.ч. проектные и проектно-изыскательские организации исследовательские и конструкторские подразделения в организациях |
4555 495 340 |
4099 85 284 |
3632 58 255 |
Численность исследователей (тыс. чел.) |
804,0 |
425,9 |
388,9 |
Расходы федерального бюджета на науку (в % к расходам бюджета) |
2,43 |
1,69 |
2,27 |
Источник: Росстат.
Такая вот наглядная иллюстрация приоритета – с 1992 года число научно-исследовательских организаций сократилось на 20,3% (проектных и проектно-изыскательских организаций – в 8,5 раза), численность исследователей сократилась вдвое, а удельный вес расходов федерального бюджета на науку в соотношении со всеми федеральными расходами в 1992 году был выше, чем в 2006-м.
Хорошо хоть про нанотехнологии не упомянули, злые языки тут же припомнили бы, что весной этого года все бюджетные средства, выделенные Роснанотеху, были размещены на депозитах в коммерческих банках. Тогда кризис ликвидности был, с которым, как сказал в феврале этого года уходивший Президент Путин, мы успешно справились.
Тезис четвертый: экономика социальной сферы
Эта часть отправляет нас и к Посланиям медведевского предшественника, и к недавней деятельности законодателей. Сначала сравним два текста.
Первый: «Это (переход к страховому принципу оплаты медицинской помощи – авт.) нужно делать в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования. И на этой базе преодолеть хронический дефицит финансовых ресурсов, обеспечить государственные гарантии предоставления населению базовых медицинских услуг в полном объеме, повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения, а для платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую базу».
Второй: «Несколько слов об обязательном медицинском страховании. Надо прямо сказать – оно так и не стало у нас действенным. Права застрахованных граждан в полной мере не обеспечены. Несмотря на законодательно закреплённую возможность выбора страховых организаций, медицинских учреждений, выбора просто самого врача – в реальной жизни такой выбор практически отсутствует. А при росте платных медицинских услуг – все еще медленно развивается добровольное медицинское страхование. Всё это никак не способствует развитию конкурентной среды в здравоохранении. Нам предстоит поэтапно, но последовательно внедрять полноценное медицинское страхование».
Первый фрагмент взят из Послания Президента Путина 2001 года, второй – из Послания Президента Медведева 2008 года.
Дальше. В октябре 2002 года Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило проект Концепции модернизации системы ОМС в Российской Федерации. В 2003 году Концепция была одобрена, и в соответствии с ней был разработан проект Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В Госдуму законопроект был внесен 7 декабря 2004 года.
Что в этом законе хорошего? А вот что.
Во-первых, определялось, что в качестве страховщиков по ОМС смогут выступать только страховые медицинские организации, при этом должны были существенно измениться условия их функционирования в сторону расширения организационных и страховых полномочий.
Во-вторых, прописывалась норма, по которой в рамках одного полиса страховщики могли сочетать деятельность по ОМС с добровольным медицинским страхованием.
В-третьих, предусматривалось расширение прав страховщиков, по которым они могли бы выбирать медицинские организации для заключения договоров, а объединения страховщиков - принимать участие в разработке базовой программы по ОМС.
В-четвертых, и это главное – застрахованным, то есть нам с вами, предоставлялось право самим выбирать и страховщиков, и медицинские учреждения в рамках страховой программы.
Повторим еще раз – законопроект был внесен в Госдуму 7 декабря 2004 года. Прошло четыре года.
О пенсиях также как о других социально-экономических проблемах не было сказано ничего принципиально нового: «Каждому человеку должно быть абсолютно понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте... Принципиальные решения по этим вопросам уже приняты. В том числе, о повышении пенсий тем, кто зарабатывал часть своей пенсии в советский период. Принято также решение о повышении тарифов пенсионного страхования до уровня, позволяющего достичь европейских стандартов пенсионного обеспечения... И, наконец, мы начинаем реализацию утвержденной программы софинансирования государством добровольных пенсионных накоплений граждан. К настоящему времени, всего за пять недель, заявки на участие в этой программе уже подали около 100 тыс. человек».
Уверяю – вы не найдете ни одного человека в России, которому было бы «абсолютно понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте». Не найдете хотя бы потому, что с начала 90-х пенсионная система страны реформировалась четыре раза, в среднем раз в пять-шесть лет. Начинали жить в одной пенсионной системе, потом вводили другие, теперь – новая, не решающая ни одной из глубинных задач российского пенсионного обеспечения. Разве что регрессивная шкала трансформировалась в установление верхнего предела заработной платы, с которого взимаются взносы, в 415 тыс. рублей в год. И все. Ни тебе, корпоративных пенсионных программ, ни профессиональных пенсионных систем, ни отмены налогообложения на взносы по добровольному пенсионному страхованию.
Начало реализации программы софинансирования добровольных пенсионных накоплений – и вовсе позорище. Цифра «около 100 тыс. человек» участников означает, что с 1 октября этого года в данной программе решило принять участие аж 0,13% занятого населения (в сентябре 2008 года численность занятых оценивалась в 75,9 млн. человек). Поразительно успешный старт! Воистину, молчание – золото.
Тезис пятый: кризис все-таки есть
«Экономический кризис – не нужно обольщаться - ещё далек от завершения. Весь этот период нам надо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека».
Будем же предельно собраны, эффективны и обоснованы. Подумаешь, что золотовалютные и бюджетные резервы за три месяца снизились на 18,9%, на поддержку финансового и реального секторов выделено 5,6 трлн. рублей, значительная часть которых благополучно уплыла за границу, а «финансовые тромбы» образовались вследствие политики государственных и системообразующих банков. Все равно помогать будем всем: и аграриям, и девелоперам, и машиностроителям, и оборонщикам, и даже малым предпринимателям.
Странно, что в Послании были обойдены стороной растущая инфляция, засилье продовольственного импорта, клиническая смерть некогда любимой ипотеки, продолжающаяся убыль российского населения, депрессивность многих российских регионов и другие социально-экономические проблемы. Хотя они-то в первую очередь касаются «и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека». Видимо, сегодня - это неактуальные темы.
Что же вы хотите - кризис, господа. Встречайте.