Под конец третьей статьи «Кровь красной поляны» Авраам Шмулевич цитирует набор леденящих душу цитат, которые усердно повторяются всеми антиимперскими авторами.
К ним относятся воспоминания Ивана Дроздова, приводимые по книге Дзидзария, цитата из сочинений Адольфа Берже. Можно прибавить и некоторые цитаты из Фадеева. В данных цитатах рассказывается о массовой гибели и лишениях, выпавших на долю горцев в процессе переселения.
Из всех цитат Авраам Шмулевич делает вывод о наличии «полномасштабного геноцида» и продолжавшейся 7 лет депортации.
Надо сказать, что все данные цитаты, написанные в 19. веке «имперскими геноцидниками», кочуя из одного современного информационного ресурса (в т.ч. в работе Ф.Бадерхана и статье Я.Гордина) в другой, полностью, дословно копируются. Кроме нескольких небольших цитат из очень обширных работ «колонизаторов», испытывавших жалость и сострадание к жертвам выселения, других свидетельств практически нет.
А ведь на тему войны на западном Кавказе были написаны десятки книг и очень серьезных работ, как русскими, так и турецкими историками, а также черкесами, непосредственно пережившими переселение. Но там нет описания леденящих душу ужасов, как в цитате Ивана Дроздова, взятой только из книги Дзиндзария. У того же Берже или Фадеева написаны тома по истории войны и переселения, а в целях доказательства «геноцида» берутся только небольшие, и причем одни и те же цитаты. Не является ли это явным примером гиперболизации и полемического преувеличения? Для демократической публицистики середины XIX века, в частности, о положении русского крестьянства, это было свойственно.
Даже если Иван Дроздов видел «весь северо-западный берег Черного моря, усеянный трупами», то где другие свидетельства, прежде всего самих переселенцев? Где свидетельства вездесущей английской прессы того периода, не упускавшей случая облить грязью Россию?
То, что переселение сопровождалось страшными лишениями и массовой гибелью людей — это факт. Но где доказательства, что количество жертв составляло сотни тысяч (как пишет Шмулевич) и миллионы (по официальной версии «Черкесского конгресса» русскими было уничтожено 1,4 миллиона адыгов — 95% населения Западного Кавказа)?
Если разделить переселение горцев на три этапа: до посадки на корабли, перевозка, пребывание в Турции, — то свидетельств самих адыгов о случаях массовой гибели людей до посадки на корабли мне найти не удалось даже на самых русоненавистнических адыгских сайтах. К числу проблем на русском берегу относлись невозможность полноценной продажи имущества (низкие цены [1]), скученность, но о гибели никто не писал.
А вот о перевозке, при которой люди гибли от скученности, и о гибели от голода, жары и болезней уже на турецком берегу свидетельств масса. Но виновата ли в этом Россия? Что бы там не говорили, но переселение в Турцию было добровольным и переселявшиеся добровольно выбирали свою судьбу.
«Профессиональные адыги» и Авраам Шмулевич, провозглашая тезис о «геноциде» постоянно говорят о «депортации». Но депортация есть насильственное перемешение людей. В вопросе войны на Западном Кавказе о депортации речь может идти, только когда речь заходит о выселании с гор.
Касаемо переселения в Турцию речь должна идти уже об эмиграции или вынужденной эмиграции.
Переселению в Турцию горцев была альтернатива: остаться жить на равнинных районах Кубани, и многие ею воспользовались. То, что там их ждала смерть «в малярийных болотах» есть ложь: для поселения выделялись хорошие в сельскохозяйственном отношении земли. Как писалось недано в журнале «Родина», оставшимся на Кубани горцам выделялись значительные финансовые средства и окзывалась помощь. Россия была заинтересована в том, чтобы оставшиеся горцы стали мирными земледельцами.
И это оказалось реальным: уже к концу 19 века черкесы, кабардинцы и осетины становятся самыми преданными России народами Северного Кавказа, без всяких конфликтов и проблем жившими рядом с русскими и казаками. Сохраняли они духовное и политическое единство с Россией и во времена СССР.
О том что эмиграция в Турцию адыгов была добровольной (пусть и косвенно стимулированной Россией, Турцией и местными феодалами) свдетельств весьма много. Но нет ни одного свидетельства о реальном применении силы русскими с целью принуждения горцев выезжать в Турцию, т.е. о депортации. Нет ни одного свидетельства о том, что кто-либо высказал желание остаться на Кубани, но его вынудили уехать в Турцию.
Для выезжающих же российские власти выделили несколько сот тысяч рублей на нужды переселенцев. Так, переселенцам перед выездом выдавали 10 рублей золотом на семью (порой феодалы присваивали всю сумму, выдаваемую на подданных).
В книге Ф.Бадерхана (стр 27) приводится воспоминания осетина, генерала русской службы М.Кундукова, ушедшего в эмиграцию в Турцию и ставшего там генералом турецкой армии:
«Когда я обратился к генералу Л. Малоховец, — продолжает Кундуков, — выплатить мне за имущество 45 тыс. рублей, он мне отдал эту сумму. Я просил еще помочь беднякам переселиться и попросил еще 10 тыс., кроме 10 тыс. он дал мне еще 20 тыс. рублей, так как он думал, что 10 тыс. мало».
В той же книгеприводится свидетельствоовременника событий, турецкого историка черкесского происхождения Нух ал-Мартуки. Как ишет Ф.Бадерхан:
«Автор в своей рукописи «Блестящие страницы в истории черкесов» остановился на роли местных феодалов и турецких эмиссаров в переселении, указал на место религиозных мотивов в побуждениях переселенцев. «Возможно было бы, — писал Нух ал-Мартуки, — найти форму примирения с русскими, если бы не было среди нас таких предателей, которые сначала, за маленькую сумму денег, показали врагам путь к нашим сооружениям и облегчили им захват нашей земли, а затем сами стали пропагандировать переселение в Турцию.
Они, будучи неграмотными, поверили турецким эмиссарам, полагаясь на «милость и доброжелательность» турецкого правительства, и переселились туда, где с первого дня оказались у могильного порога, без какой-либо помощи.
Они полагали, что путем переселения избавятся от злого врага и попадут к хорошему верному другу-единоверцу. Но все это оказалось иллюзией».
Как видно из этой цитаты, ни о каком реальном принуждении со стороны России к переселению речь не идет. Также как ни о каком геноциде и массовой гибели до момента выезда.
А вот теперь необходимо вернуться к утверждению Авраама Шмулевича:
Действия русских на Кавказе абсолютно ничем не отличались от действий англичан, немцев, испанцев, голландцев, французов и прочих шведов во всех остальных уголках Старого и Нового Света.
Допустим, что Кавказская война была войной колониальной. Можно даже поставить ее в ряд с другими колониальными войнами того периода: подавлением восстания сипаев англичанами, завоеванием Алжира, войной с индейцами в Северной Америке. Так вот: в какой из этих войн побежденным сохраняли имущество, денежные средства и, в конце концов, оружие?
То, что горцы на побережье продавали, хоть и за низкую плату, скот и имущество, могло ли быть повторено в отношении побежденных другими колониальными державами?
В какой из колониальных войн противник не только оставлял себе оружие, но и продавал его победителю (хоть за 20 рублей старинный клинок, но продавал)?
В какой из колониальных держав побежденным выдавали деньги?
А при поселении на новом месте освобождали от налогов и оказвали помощь при возобновлении хозяйства?
Яков Гордин приводит слова участника событий русского офицера, а впоследствии политэмигранта и врага царизма Венюкова:
«Факта, подобного этому (помощи выселенным на равнину горцам — И.И)., я не знаю в истории никакого государства, кроме России. Янки Соединенных Штатов выгоняют индейцев из гор, но лишь затем, чтобы их истребить. Англичане в Австралии, в Новой Зеландии истребляют туземцев и в горах, и на равнинах, иногда с ружьем и собакою, как зверей. Мы же долго боролись с черкесами как с равными противниками, и когда одолели их, то честно уступили им земли, которые могут служить предметом зависти для самых цивилизованных племен».
Теперь о самом главном: был ли, как выразился Авраам Шмулевич, «полноценный геноцид»?
Главный редактор журнала «Эксперт» Николай Силаев в статье «Геноцид как симптом», написанной еще в 2006 году, писал [2]:
«Петербург добился своей цели — после махаджирства никакого организованного сопротивления империи на Северо-Западном Кавказе быть не могло. Цель была достигнута очень жестокими средствами. Но вряд ли уместно называть произошедшее геноцидом, ведь в планы российских властей не входило уничтожение адыгов как этнической группы. Если уж прибегать к современным терминам, то можно говорить о массовой депортации, что, конечно, тоже не украшает Российскую империю. И главное, несправедливо было бы возлагать всю вину за трагедию адыгов только на российские власти».
А авторитетный современный историк Зарема Борисовна Кипкеева в автореферате своей докторской диссертации [3] «Народы Северо-Западного Кавказа: миграции и расселение в период их вхождения в состав Российской империи (60-годы XVIIIв. — 60-е годы XIXв)., посвященной описываемым событиям, писала:
«Переселение значительной части местного населения в конце Кавказской войны в Османскую империю происходило с согласия и при помощи российских властей, но не было «геноцидом адыгов». Принуждение в некоторых случаях к выселению непримиримых обществ уменьшило число жертв войны и приблизило её завершение. При этом горцам были предоставлены альтернативные проекты: перемещение и обустройство на Прикубанской плоскости в пределах этнической родины или уход в Османскую империю.
Следствием трансграничной миграции народов региона стало возникновение северокавказской диаспоры, находящейся из-за потери этнической территории на грани ассимиляции. На Северном Кавказе в составе России народы получили возможность сохранить этническую территорию, культуру и самоидентификацию».
В заключении анализа цикла статей Авраама Шмулевича надо еще раз сказать, что хотя он и «открестился» от их содержания, признав, что это лишь изложение точки зрения «профессиональных адыгов», но авторский их характер несомнен.
Все статьи являются полной калькой тех концепций, которые проповедуются антироссийскими и русоненавистническими огранизациями типа «Черкесский конгресс» и связанными с ними этноисториками.
Но не только. Подобные статьи есть часть широкой кампании информационно-психологической войны против России, ведущейся Западом (о ней как о внутренней и внешней причине кампании «черкесского холокоста» речь пойдет в следующей статье).
Антироссийская информационная война ведется и Израилем.
Симпатии Израиля к «братьям-черкесам» общеизвестны. Израильские черкесы — преданные и верные израильтяне, верно служащие своей родине в спецподразделениях ЦАХАЛа. Израиль также в долгу перед иорданскими черкесами, предотвратившими антиизраильский переворот в Иордании в 1971 и устроившие тамошним палестинцам «черный сентябрь».
Версия русско-адыгской истории, изложенная Шмулевичем, еще мягковата по сравнению с той, которую изложил русскоязычный сайт «Наш Израиль» в статье «Черкесы в Израиле» [4].
Прочтя ее, читатель поймет, откуда у «еврейского парня черкесская грусть». А так же увидит истоки той страшной информационной кампании по очернению России, частью которого является и «украинский геноцид- голодомор», и польский «геноцид в Катыни», прибалтийский «геноцид-депортация» и так далее вплоть до «дела Литвиненко».
Вот развернутая цитата из статьи «Черкесы в Израиле»:
«В конце XVIII — начале XIX вв. численность черкесов на Кавказе достигала двух миллионов (здесь и далее выделения мои И.И) . В конце XX столетия их было всего полмиллиона. То есть население сократилось вчетверо, в то время как при нормальной демографической ситуации (даже с учетом локальных войн) численность народов с аналогичным приростом населения за полтора столетия возрастет в несколько раз. Массовое уничтожение черкесов достигло апогея к концу войны, когда царская Россия поставила перед собой цель «очистить от туземцев» кавказский коридор, соединяющий Россию и Грузию.
Английская STAR писала в 1863 году: «Мы получили из Черкесии вести, которые возбудят негодование всех цивилизованных людей. В деревне Хафифе, в области шапсугов, разыгралась людоедская сцена. Мужчины этой деревни находились на пограничных форпостах. Воспользовавшись их отсутствием, царские солдаты напали на остальное население, которое осталось без защиты, и стали убивать, грабить, жечь. Среди жертв было восемнадцать старух, восемь детей и шесть стариков. На спине одной из убитых женщин оставили доску со следующими словами: «Идите и жалуйтесь кралице (королеве) Англии, к которой поехали ваши депутаты просить помощи». На теле маленького мальчика была обнаружена такая надпись: «Оставайся здесь вместо того, чтобы продаться своим покровителям-туркам». Наконец на трупе старика, у которого выкололи глаза, было написано: «Поезжай к своим депутатам, в Париже есть хорошие глазные врачи». Так царские армии распространяют цивилизацию».
(Продолжение следует)
[1] Яков Гордин . «Черкесия — кавказская Атлантида»:
«....горцы не думали так скоро быть побежденными, откладывая распродажу своего имущества до последней минуты. Когда же пришлось нескольким сотням тысяч людей одновременно продавать свое имущество, цены упали до невероятного. Особенно много продавалось оружия и скота. Хорошего быка можно было приобрести за целковый, барана — за четвертак, обыкновенную лошадь с седлом и полной сбруей за пять рублей, а породистую — рублей за двадцать. Дорогие шашки в богатой оправе также отдавались за бесценок — то, что прежде ценилось в 200-300 рублей, теперь можно было купить за 30-40 рублей. За древний хороший клинок в свое время отдавали десятки рабов, сотни баранов, «теперь же все пошло прахом». Старики, не желая продавать оружие, так долго служившее им, с каким-то немым отчаянием кидали его в море».
[2] http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/40/genocid_kak_simptom/ . Махаджирство — термин, обозначавший явление переселения в турцию горцев с Кавказа.
[3] Зарема Борисовна Капкеева в своей работе говорит о выселении как о вынужденной эмиграции, но не депортации.
[4] http://piratyy.by.ru/article/erkes.html . Употребление слова «кралица» указывает, что статью писал поляк.