В предыдущих статьях цикла «Кровь Красной Поляны», посвященных политическим перспективам «адыгейского вопроса» и Олимпиады в Сочи, были приведены мнения «профессиональных адыгов» — адыгских специалистов-историков, политологов и функционеров адыгейских национальных организаций.
Вообще, идеи и основной дискурс любого национального, социального и т.д. движения вначале вырабатывается профессионалами, теми, для кого данный вопрос является основным занятием, обычно и основным источником существования. Но вот окажут ли труды профессионалов хоть какое-то влияние на историю и процессы в обществе, или останутся лишь теоретическими изысками — зависит от того, смогут ли они зажечь сердца «непрофессионалов», найдется ли достаточно людей, готовых безвозмездно посвятить развитию этих идей свое свободное время.
Именно качество и количество «непрофессионалов», готовых по своему свободному выбору воспринять идеи, выработанные «профессионалами», бороться за их воплощение, жить ими, в конечном итоге — умирать и убивать за них, и зависит, и зависит будущее.
Понять, что представляет сегодня адыгский народ и оценить политические перспективы адыгского национального движение поможет интервью с одним таким «непрофессиональным» активистом.
Беседа с моим знакомым по имени Ратмир, 27 летним участником адыгского национального движения. Он активно ведет пропаганду «адыгского дела», открыл сайт и форум, посвященный проблемам своего народа.
21 мая адыги всего мира отмечают как «День геноцида адыгского народа», это день официального окончания Кавказской войны, когда последние силы адыгов были разбиты в их древнем культовом месте — в урочище Красная Поляна близ Сочи, и началась их массовая депортация в Турцию, вылившаяся в полномасштабный геноцид.
Накануне последнего 21-го мая Ратмир распространил в сети следующее обращение:
«Сегодня траурный день для нас всех. АДЫГИ, отзовитесь! Мы скорбим в этот день и склоняем головы жертвам этого бесчеловечья. Завтра в 21 мая в 12.00, не знаю точное ваше время, у нас ненавистное мне московское время, все Черкесы мира зажигают живой огонь. Спички, зажигалка свечки, что угодно. Станем едины в этот час, где бы мы не находились».
* * *
А.Ш. — «Ратмир» звучит как славянское имя.
Ратмир — Да, вы правы. Ратмир — это древнеславянское имя, означает защитник мира. Это княжеское имя было. Так уж меня назвали.
Я Адыгэ (Черкес), кабардинец. Мой родной язык кабардинский. Родился на своей исторической родине, на северном Кавказе, в г. Нальчике, Кабардино-Балкарская республика, в настоящее время входит в состав России. Там же и вырос. Я — мусульманин-суннит. Сейчас я живу в Москве, работаю в рекламном агентстве. Я нахожусь вдали от родины по той причине, что не могу заработать на жизнь у себя дома.
А.Ш. — Как вы пришли в адыгское национальное движение?
Ратмир — Я в один момент начал активно интересоваться историей своей родины, предков.
И меня сразу заинтересовала то что, в истории России о нашем народе и стране практически ничего нету: большой пробел. И я стал активно искать в зарубежных источниках, и был поражен тем, что в зарубежных источниках больше информации, чем в российских. И начал с самого начала изучать историю своей страны Черкесии, когда-то, существовавшей как независимое государство.
А.Ш. — Черкесы, адыги, адыгейцы, кабардинцы — это одно и то же?
Ратмир — Да. адыги и черкесы — это один и тот же народ.
Адыги — это самоназвание, а Черкесы — это иноназвание. Именем адыги (черкесы) обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре, северо-западных жителей Кавказа.
После окончание русско-кавказской войны 1763-1864 год, Российская империя разделила и расселила оставшихся адыгов (черкесов) и разделил один народ на три: адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Название черкесы нам дали татаро-монголы и тюркские народности, а сами мы всегда все 12 племен называли себя и называем адыгэ.
До завоевания и выселения адыги занимали так называемую кабардинскую плоскость, значительную часть обеих склонов Кавказского хребта, и восточный берег Черного моря, всю южную часть нынешней кубанской области, и западную часть терской.
В древности территорию адыгов ещё простиралась и на Крымский полуостров, ещё в 1502 году мы занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. Сейчас адыги живут на исконно исторических местах, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, республика Адыгея, шапсугский округ (побережье Черного моря).
На сегодняшний день отношение между родственными племенами теплые и доброжелательные, может не во всём, но почти всегда. Мы относим себя на 100% к одному народу. В двенадцать братских племен входят: шапсуги, кабардинцы, абаздехи, убыхи, темиргои, бжедуги, бесленей, натухай, егерукай, хатукай, махошы, хакутчи. из них в результате войны исчезли хакутчи, махошы, хатукай, и не так давно убыхи. Сейчас Черкесы есть те же самые кабардинцы, а адыгейцы есть все остальные.
Во времена Ивана Грозного 4-го и Петра 1-го Черкесия и Россия были в дружбе, и Черкесы принимали участие в войне против шведов, Польши, а русские помогали против крымского ханства, которое в то время стало очень мощным и захватило у нас Анапу, и тогда Черкесия и Россия заключили военно-политический союз.
Отношение Черкесии и России испортились, когда к власти в России встала Екатерина Вторая, чистокровная немка. Россия к этому времени стала очень сильной державой, наступила эпоха науки в военном смысле, то есть новые виды современного оружия, пушки, и т.д. И Россия не считалась больше с заслугами и дружбой с Черкесией. И воевала против нас: князь Багратион совершил много насилий по отношению к нам.
Началась война в Кабарде, когда Россия без спроса и объяснений построила первую крепость Моздок и продолжали развертывать на земле адыгов свои силы, после многократных просьб и требований кабардинских князей, перестать самовольничать на наших землях, решено было убрать крепость силой оружия. Вот и началась война.
За 4-5 лет до окончания войны, в конце 1850-х, русские генералы писали Александру II: «такое ощущение что весь народ ненавистного нам населения состоит из одной большой армии, чтобы подчинить их надо уничтожить половину населения, чтоб остальная половина сложила оружия». В итоге в адыгов Черкесии осталась меньше 10% от прежней численности.
А.Ш. — В каком положении сегодня адыгский народ?
Ратмир — К сожалению, сейчас значение языка и обычаев со временем приходит в упадок. Стало не модным разговаривать на родном языке, особенно в городах. Наш лад заменяет европейский быт.
Ассимиляции на Кавказе еще нет, но она в процессе. Так как наши дети растут по европейскому, русскому мировоззрению, их не учат, не подают пример.
Отношение между народами Кавказа не очень благоприятны: много разногласий и междоусобиц, представители сверхдержав до сих пор используют метод «разделяй и властвуй», так как если все народы Кавказа объединятся, то он станет очень сильным, и России уже трудно будет управлять Кавказом, не говоря уж о других странах. И так еле справляются: кого купили, кто на хорошей должности и т.д. А непокорных быстро устраняют, записав их к ваххабиты, экстремисты.
А.Ш. — Какая разница между языками различных адыгских племен, могут ли они свободно понимать друг друга?
Ратмир — Раньше мы разговаривали на одном языке, и понимали друг друга на сто процентов. Но, так как нас раздели на три национальности, когда составляли алфавит на русских буквах, так же и разделился и алфавит. В общем, сейчас мы понимаем друг друга, но не так как раньше: изменились окончания, интонация, произношения. Смысл понимаем всегда, вот слова, бывает, не сразу понимаешь.
А.Ш. — Расскажите об этом «Дне геноцида», 21 мая, и как его отмечают. Что он значит для вас.
Ратмир — 21 мая 1864 года закончилась русско- кавказская война, русско-черкесская война, а началась она в 1763 году. В тот же день прошёл парад русских войск на Красной Поляне, где произошла последняя битва, и где сейчас собираются проводить олимпийские игры, на кладбище моих соотечественников. И началась массовая депортация в Османскую империю. На Кавказе осталось меньше 10% население адыгов. Остальные погибли в вековой войне, от вспышки чумы, были вытеснены, многие утонули в Черном море при переправе в Турцию. Адыги в Турции до сих пор не употребляют в пищу рыбу из Черного моря.
Сейчас по не официальным данным за рубежом живут около 6-7 миллионов адыгов, а на родине всего 700-800 тысяч. На освободившиеся места заселяли малоимущих русских крестьян, казаков, греков, армян.
Официально этот день никак не отмечается в России. Но его каждый год отмечают в трёх братских республиках, КБР, КЧР, РА. И во всех диаспорах мира. Производятся разные мероприятия, шествие, возложение цветов на памятниках, зажжение огня памяти. День геноцида отмечают большинство, почти у всех адыгов в сердце скрипит эта боль.
Правительство России до сих пор не признают геноцид и уничтожение, скрывают факты документы. Но есть факты и документы европейские, арабские, турецкие, и т.д. по которым и история и изучается.
А.Ш. — Как относятся к этой памятной дате власти адыгейских республик? Как вы вообще оцениваете ваши республиканские власти?
Ратмир — Да они не имеют большого голоса, танцуют под песню московскую. Может они за этот танец получают деньги, по крайней мере, наш кабардино-балкарский президент делает внутри республики всё что хочет, много чего выкупил в свою собственность. Маршрутные линии в городе, всякие здания, у него куча игровых залов, и др., он бывший бизнесмен. Он танцует, а Москва закрывает на некоторые вещи глаза.
Нашу власть я бы оценил на 2 балла.Они больше озабочены своим положением, и похвалам из Москвы. Лично я к ним не проявляю никакого уважения, отношусь так же равнодушно, как и к русским.
В черкесском обществе сейчас большая половина просто живёт, зарабатывает себе на жизнь кто как может, в наших республиках безработица, маленькая заработная плата, и коррупция, взяточничество, брат-сват. Если у тебя есть связи и деньги, то ты чувствуешь себя уверенно в завтрашнем дне. Это те, у которых есть власть, или те, у кого сидит кто-то на верхушке. А у кого нету — просто существует, сводя концы с концами, или уезжая за пределы республики на заработки.
А.Ш. — Путин подписал в сентябре 2006 «Специальный Указ о праздновании 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи (исторической Черкесии) в состав России». Москва выделила на проведение празднества более 7 миллионов долларов. В Кремлевском дворце съездом состоялся концерт под лозунгом «Навеки с Россией».
Ратмир — Черкесия добровольно не входила в состав России, и пускай хоть на голове танцуют, и тратят на этот — их!!! — праздник хоть весь свой бюджет!
Эту дату Москва спонсирует каждый год. Я и большинство черкесов эту дату не отмечает никак, отмечают на показуху наши властители и их сторонники которые и кормятся из казны Москвы, и творят что хотят в наших республиках, и Москва закрывает глаза на то, что они всё под себя метут. Если так и будет продолжаться, дискриминировать историю, душить свой же народ своей диктатурой, рано или поздно Черкесы поднимутся и тогда, поверьте, война в Чечне покажется шоколадом для Москвы, тут уже будет не только война, но и будут давить с зарубежья, права человека и т.д. Вот и празднует эту дату добровольного присоединения. Изменяя историю, датируя с времен правления Ивана Грозного IV, нашего реально бывшего союзника. А когда развязали войну, в 1763 году про дружбу и заслуги своего собрата по оружию забыли.
Но как бы они не старались, историю не изменишь, Черкесия не входила добровольно, и мы, адыги, не собираемся предавать память своих отцов, которые отдали всё за свободу, независимость, своей родной страны, поставили под угрозу само существования нации. Память своих отцов, которые предпочли смерть, чем рабство.
И жадность, лицемерие, измена к своей нации нашего правительство в целом не меняет ничего!
А.Ш. — Какова связь адыгского национализма и ислама, в том числе «ваххабизма», исламского экстремизма?
Ратмир — Ваххабизм есть во всём Кавказе, и среди адыгов не так сильно, но присутствует. Но Черкесский национализм, в общем, никак не связан с исламским экстремизмом и ваххабизмом. И на кавказской войне шамильское противоборство против русских основывалась на исламских убеждениях, Черкесия же воевала только за свободу и независимость родины и народа.
Среди адыгского народа ислам закрепился только в последние годы войны, так как союзников кроме Турции не оставалось. Черкесы всегда относились к принесенным из вне религиям, быту и догматикам, отрицательно, и в течение многих веков ислам присутствовал только в том слое общности, которые были связаны родством или какими- то ещё связями с крымским ханством.
В древности предки адыгов были язычниками, бог молний, солнца, и т.д. Был друидизм, поклонялись деревьям, считали что на нашей горе Эльбрус (самая высокая точка в Европе,
Потом с приходом Византии, очень широко распространилась греческая, православная церковь. Потом с крушением Византии, пришел ислам, но ислам не пользовался таким большим распространением. Турки веками не могли навязать нам эту веру, так они хотели покорить Черкесию. Наша мусульманство сильно отличается от других: у нас осталось до сих пор языческие праздники, а особо у нас было и есть своё адыгэ хабзэ, которое до сих пор является не менее важным, чем ислам.
А.Ш. — Но ведь в Кабардино-Балкарии не только существует вооруженное исламистское подполье, но 13 октября
Ратмир — Наши органы власти приписывают к экстремистам, ваххабитам и простых мусульман. Если ты делаешь намаз — то ты вахаб, ты в их списке. Многие честные люди просто верующие уже пострадали от них под пытками вынудить от них информацию, а вдруг он один из них и расскажут что-нибудь? Если нет, то их просто подставляли, подкидывали улики. Некоторые даже погибали.
Да, один раз уже была такая вспышка против органов власти 13 октября
В будущем всё возможно, если власти не пересмотрят свои действия. Если бы восставшие хотели бы, они захватили бы любое жилое здание, например, университет. А так в нашей республике не было войны с лозунгами аллаху акбар, и разные религий не противоборствуют между с собой.
А.Ш. — Каково было отношение адыгов к войне в Чечне?
Ратмир — Просто сочувствовали к страданиям и беде обычного народа, который ни причем, как всегда, из-за выше стоящих, политиков, страдает и погибает простой народ.
Во время войны наша республика приняла очень много беженцев и реально помогла, в основном это были дети, женщины, и пожилые люди. Наша республика не была ни противником и ни помощником, помогала простому народу, но никаких политических и военных действий с Москвой не производила, была в нейтральной стороне.
Но чеченские экстремисты относятся к нам отрицательно, — исключая тех адыгов, которые разделяют общие с ними идеалы. Но, как я говорил, таких мало.
(Окончание следует)