Цитатки
«Занимательная путиномика» потому и занимательная, что целью своей ставит не маргинальное очернение окружающей читателя действительности, а поиск интересных фактов общественного бытия, анализ поведенческой мотивации должностных лиц, исполнение штурманских обязанностей при движении по разухабистой экономической дороге. Однако в бурной полемике не так часто предоставлялось слово самим ньюсмейкерам, и это нужно расценивать как серьезное упущение. Стремясь исправиться, обязуемся чаще цитировать ответственных товарищей и начнем столь увлекательное занятие прямо сейчас.
«Разъезжать по рабочим мероприятиям – важное дело. Но надо смотреть, чем люди живут» (Премьер-министр В.Путин)
Так премьер на понедельничном заседании президиума правительства оценил участие первого вице-премьера Шувалова в прошедшем Петербургском экономическом форуме. Причем, похоже, Путин на протяжении всего заседания только и ждал момента, чтобы предъявить Шувалову свои претензии.
Виртуозно удобная подставка была сделана другим первым вице, куратором АПК Зубковым, во время доклада о состоянии дел в животноводстве. На том заседании Зубков, которого в последнее время все чаще обвиняют в одновременной игре и на президентской, и на премьерской площадках, вовсю рекламировал положительный сельскохозяйственный опыт Чувашии, Мордовии и Башкирии, предлагая распространить его на все российские регионы.
Но Путин на то и отец нации, чтобы знать все, а потому, прежде, чем высказать Шувалову наболевшее, он заметил, что, несмотря на снижение закупочных цен на молоко с 12 до 6 рублей, «в магазинах цены растут». Вот ведь как – оптовые цены уменьшились, а розничные даже и не думали. Для Путина это стало как бы парадоксом, хотя он наверняка владеет познаниями в области ценообразования и на оптовом, и на розничном рынках в условиях российского коррупционного монополизма. И если уж кого винить в росте цен розницы, то прежде всего себя и правительственную политику.
Но формат заседаний президиума не предполагает публичное самоуничижение премьера. Не для того министры собираются. Как оказалось, главным антигероем того заседания был назначен господин Шувалов: «Обращаю ваше внимание. Надо оперативно с этим разобраться», – примерился к шару премьер.
Поразил шуваловский ответ, выдержанный в духе «разберемся, доложим». С чем или с кем интересно Шувалов будет разбираться? С оптовиками-посредниками, с кормящимися с мясомолочной темы федеральными и региональными чиновниками, с монополистами? Или, может, с отсутствием конкуренции, и не только в сельском хозяйстве, но и во многих других отраслях?
Но ответ Шувалова Путина не интересовал, надо было класть так удобно подставленный Зубковым шар. В этом деле Путин – виртуоз: «Разъезжать по рабочим мероприятиям – важное дело. Но надо смотреть, чем люди живут», – закончил партию премьер.
Еще раз вспомним, что так не понравилось Путину. Выпячивание собственных амбиций – не самый лучший прием в политике. Политика – игра командная. То, что положено президенту или премьеру, не положено их заместителям, какими бы умными и талантливыми они ни были. Первый вице-премьер Шувалов, очевидно, слегка перегнул палку, когда на Петербургском международном экономическом форуме создал у участников впечатление, что это именно он, Шувалов, больше всех ратует за разгосударствление экономики, тогда как он всего лишь озвучивал указания своего патрона.
Вот лишь некоторые тезисы шуваловского выступления:
- о новой стратегии государства: «у нас нет установки на усиление роли государства и уж тем более на усиление роли бюрократии», государство будет «концентрировать свои усилия в экономике только там, где это действительно необходимо»;
- о функционировании государственных институтов: «госинституты должны уметь сокращать свою роль там, где их задачи выполнены, и быстро наращивать там, где это нужно»;
- о госкорпорациях: «мы считаем, что они нужны как раз для регулирования там, где рыночные агенты самостоятельно действовать не могут. Мы создавали их и, наверное, по каким-то направлениям будем их создавать, но таким образом, чтобы они работали абсолютно открыто, по правилам корпоративного управления»;
- о перспективах российской экономики: «к концу этого года Россия станет шестой по размеру экономикой в мире».
Шувалов поразил присутствующих не только эмоциональным представлением направлений дальнейшего развития государственного управления экономикой, но и назвал «пять ключевых проблем», стоящих перед страной, что уж точно вышло за рамки его полномочий. По мнению одного из нескольких первых вице-премьеров, ближайшие годы нужно потратить на то, чтобы отказаться от «психологии догоняющих», избежать «энергетической западни», преодолеть «отсталость науки», ограничить государство в экономике и победить «нездоровый образ жизни».
Шувалов не упомянул о еще одной задаче – легализовать капиталы на Западе. Сегодня для ее решения задействуются все возможные персоналии, механизмы и инструменты, начиная с создания положительного имиджа власти и заканчивая борьбой с коррупцией.
«Наша судебная система в состоянии справиться с паршивыми овцами, которые попали в наш состав» (Председатель ВАС РФ А.Иванов)
К нынешнему четвергу, 19 июня, в соответствии с Указом Президента РФ от 19 мая 2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции» должен быть образован Совет по противодействию коррупции, призванный разрабатывать и реализовывать государственную антикоррупционную политику. Но говорить, что в наши дни с коррупцией никто не борется, значит, говорить неправду. Практически каждый день из разных регионов приходят сообщения, что правоохранительные структуры провели очередную успешную операцию по нейтрализации взяточника или расхитителя государственной собственности. Однако, основная проблема в том, что мероприятия эти точечные, тогда как коррупция в России – явление системное, соответственно, таким же должен быть подход к ее минимизации.
Пока же президент Медведев опирается прежде всего на правовой сегмент власти, возглавляемый в большинстве своем собственными ставленниками. Подход наверно правильный, учитывая, что Госдума и «заинтересованные» ведомства отклоняют многие антикоррупционные законопроекты. Например, тот же проект закона о декларировании доходов не только чиновниками, но и членами их семей, усматривая в этом покушение на права и свободы человека. Пока думцы кочевряжатся, подобный порядок потихоньку внедряется в подконтрольных президенту структурах.
В прошедший понедельник глава Высшего арбитражного суда РФ Иванов заявил на семинаре-совещании председателей советов судей субъектов Российской Федерации: «Насколько мне известно, вопрос о декларировании судьями и членами их семей имущества и доходов уже решен политически. Сейчас разрабатываются механизмы декларирования». Иванов пошел еще дальше, сказав, что «наша судебная система в состоянии справиться с паршивыми овцами, которые попали в наш состав. В России ежегодно привлекаются к ответственности порядка ста судей».
Антикоррупционные инициативы поддержал председатель Верховного суда РФ Лебедев, сообщив, что в ближайшее время на пленуме Верховного суда будет обсуждаться вопрос о возбуждении уголовных дел против сенаторов, депутатов и других лиц с особым статусом без санкции суда. Тем самым из процесса привлечения вип-персон к ответственности будет исключена одна согласительная инстанция – судебная. Если предложение будет одобрено, для привлечения судьи следствию будет необходимо обратиться лишь в квалификационную комиссию, депутата - в Госдуму, сенатора - в Совет Федерации.
Заметим, что ранее на Петербургском экономическом форуме Председатель ВАС РФ уже озвучивал свои предложения по борьбе с коррупцией. В числе прочих мер, по его мнению, необходимо сократить 40% госчиновников и ликвидировать значительное количество функций, выполняемых госорганами. На той встрече Иванову напомнили две правовые причины бегства российского бизнеса за рубеж: неприспособленность российского права к практическим нуждам бизнеса и недоверие к уровню квалификации и независимости российских судов. На это Иванов заметил, что он еще пару лет назад выходил с законодательными предложениями об изменении действующей правовой системы, однако «хрустально честная» Госдума представленные законопроекты так и не приняла. Посмотрим, как она будет «прогибаться» в недалеком будущем.
Здесь самое время напомнить рейтинги России, составляемые агентством Transparency International. Данные в таблице.
Таблица
Рейтинги России по коррумпированности
Год |
Кол-во стран |
Балл |
Место |
1996 |
54 |
2,6 |
8 |
1998 |
85 |
2,4 |
10 |
2000 |
90 |
2,1 |
8 |
2001 |
91 |
2,3 |
11 |
2002 |
102 |
2,7 |
26 |
2003 |
133 |
2,4 |
45 |
2004 |
146 |
2,8 |
51 |
2005 |
159 |
2,4 |
30 |
2006 |
163 |
2,5 |
34 |
2007 |
180 |
2,3 |
38 |
Примечания: диапазон начисления баллов – от 0 («насквозь коррумпированное государство») до 10 («полностью свободная от коррупции страна»), государства, получившие ниже 5 баллов, считаются странами «с сильно развитой коррупцией».
Источник: Transparency International.
Вывод очевиден: за все годы присутствия в рейтинге за исключением 2003-2004 гг. Россия располагалась либо внутри, либо рядом с первой 20-процентной группой стран с наибольшим уровнем коррупции.
Любопытные данные о размерах российской коррупции поступили из Следственного комитета при прокуратуре России (СКП). Там считают, что официальные данные о коррупции в две тысячи раз ниже реального состояния дел в этой сфере. Кроме того, правоохранительная система, по сути, защищает взяточников, так как «количество лиц, дающих взятки, выявляется в 2-2,5 раза больше, чем берущих».
Если сопоставить данные СКП (в последние два года в среднем выявляется 6,5-6,8 тыс. случаев взяточничества, притом, что эти данные занижены в две тысячи раз) с экспертными оценками коррупционного оборота (в 2007 г. - $480 млрд.), то обнаружится очень интересный факт.
Средний размер взятки в России в настоящее время составляет $36,1 тыс.
Под взяткой в данном случае будем понимать не только наличные деньги в конвертах и чемоданах, но и доли, откаты и прочие «дельты», образующие состав коррупционных преступлений, совершаемых государственными (муниципальными) чиновниками, а также лицами, замещающими должности в государственном (муниципальном) секторах. Средний размер взятки в $36,1 тыс. – более реальная цифра, чем $135,8 тыс., высчитанные несколько лет назад фондом ИНДЕМ.
«Скрытая приватизация» (Вице-премьер А.Кудрин о формировании имущественного взноса России в капитал «Ростехнологий»)
Пока Шувалов распинался о снижении роли государства в экономике и регламентировании функционирования госкорпораций, а потом получал нагоняй от своего начальника за излишнюю активность, вице-премьер Кудрин совершал демарш против старого, еще с дрезденских времен, друга Путина - руководителя «Ростехнологий» Чемезова.
Вот ведь коллизия – на словах у Шувалова получается одно, на деле – другое. 9 июня истек срок, данный Шуваловым ведомствам для внесения в правительство проекта Указа президента о формировании имущественного взноса государства в капитал «Ростехнологий». И все бы ничего, если бы проектом Указа под контроль «Ростехнологиям» не передавались в общей сложности 470 ФГУПов и ОАО с государственным участием, в том числе 24 оборонных и 7 гражданских холдингов, долей государства в ОАО КАМАЗ, ОАО «Завод по производству труб большого диаметра», ОАО «Автодизель», ОАО «Металлист», в российско-монгольских СП «Эрдэнэт», «Монголросцветмет», российско-вьетнамских СП «Симпримфико» и «Висорутекс», дачного комплекса «Сосновка-5», особняка на Софийской набережной в самом центре Москвы, а также ряда других производственных активов и объектов недвижимости в Москве и Красноярском крае.
Впрочем, раздражение Кудрина вывал не сам факт создания госкорпорации с активами в десятки миллиардов долларов, а предложение по порядку финансирования деятельности «Ростехнологий» - за счет самостоятельной продажи госкорпорацией части передаваемых активов. «Реализация данного предложения является скрытой формой приватизации, а также предполагает как непрозрачность механизмов продажи данных активов, так и отсутствие контроля над использованием этих доходов самой госкорпорацией», - считает Кудрин и добавляет, что такая практика «направлена на увод доходов от продажи госактивов из федерального бюджета, куда данные средства должны поступать в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Сам черт не разберет, кому верить. То ли Шувалову, успокаивающему, что госкорпорации «нужны как раз для регулирования там, где рыночные агенты самостоятельно действовать не могут», то ли Кудрину, возражающему против передачи «Ростехнологиям» предприятий «гражданских отраслей промышленности, производящих продукцию для конкурентных товарных рынков и не связанных с производством продукции для оборонно-промышленного комплекса». То ли это «провалы госрегулирования», то ли - все та же коррупция в высших эшелонах власти.
Многие предполагали, и, как теперь оказывается, небеспочвенно, что одной из целей учреждения госкорпораций являлось создание еще одной формы приватизации государственного имущества. Фишка в том, что раньше хоть какая-то часть доходов от приватизации поступала в казну, а в случае с продажей имущества, переданного госкорпорациям, все деньги останутся в распоряжении менеджмента этих структур, поскольку активы, переданные госкорпорациям, перестают быть федеральной собственностью.
«Прогнозируемое официальными органами снижение темпов роста инфляции базируется в основном на ожиданиях благоприятного развития внешней среды, а не фундаментальных изменениях в экономической политике» (из отчета миссии МВФ в России)
На прошедшей неделе МВФ опубликовал официальный отчет своей миссии в Москве, в котором констатирует перегрев российской экономики и объявляет инфляцию, вызванную политикой правительства, более существенной угрозой росту ВВП, чем возможное снижение цен на нефть. Понимая, что ужесточить налогово-бюджетную политику вряд ли удастся, МВФ призывает «обеспечить по возможности недовыполнение бюджета на 2008 год, как и в прошлые годы».
Наивные иностранцы предлагают пересмотреть предложение об увеличении расходов бюджета 2008 года на 0,3% ВВП, одобренное правительством, которое, впрочем, уже принято пластилиновой Госдумой в первом чтении. «Это еще больше усилит инфляцию. Следует сберегать любые доходы сверх заложенных в бюджете. Финансируемое посредством дефицита увеличение запроса госсектора на ресурсы может привести к вытеснению частных инвестиций. Официальным органам следует тщательно взвесить положительные и отрицательные стороны такого результата, учитывая, что влияние планируемых реформ и инфраструктурных проектов на потенциальный рост ВВП будет в обозримом будущем весьма ограниченным и медленно достижимым», - пишет МВФ.
Далее следует вывод о том, что российское правительство не намерено принимать серьезных мер по борьбе с инфляцией: «По сути, прогнозируемое официальными органами снижение темпов роста инфляции базируется в основном на ожиданиях благоприятного развития внешней среды, а не фундаментальных изменениях в экономической политике. Сочетание в настоящее время проциклической налогово-бюджетной и адаптивной денежно-кредитной политики будет подстегивать инфляцию и далее, если не произойдет снижения мировых цен на продовольствие».
Это называется «ждать у моря погоды». В подтверждение приведем заявление главы Минэкономразвития Набиуллиной на питерском экономическом форуме: «Мы ожидаем стабилизацию и серьезное замедление темпов роста цен во втором полугодии. В России уже началась стабилизация цен на продовольствие, в частности падают цены на зерно. По итогам этого года ожидается хороший урожай зерна. Также летом будет сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию».
Ожидание – дело приятное, не стоит отвлекать. Что же до падения цен на зерно, то Путин на молоке уже объяснил своим министрам, что оптовый и розничный продовольственные рынки в условиях российского коррупционного монополизма при снижении оптовых цен функционируют автономно. Вся надежда на плодоовощную продукцию - будет, чем услаждать премьера в августе-сентябре. На более отдаленную перспективу Набиуллина, видимо, не загадывает.
Набиуллинский предшественник Греф, удачно покинувший правительство накануне всплеска цен осенью прошлого года, также видит перегрев: «Экономика РФ не близка и не на грани перегрева. Она в процессе перегрева». Как и в прошлые годы, рецепты Грефа по оздоровлению экономики оригинальностью не отличаются: «В краткосрочной перспективе самые эффективные меры – это сокращение бюджетных расходов и сокращение объема эмиссии денег. А если говорить о долгосрочном устойчивом тренде, то здесь самое надежное средство одно – конкуренция. Она подавляет рост цен. В монополизированной экономике рост цен неизбежен».
Да что Греф, МВФ тоже ничего нового не предложило. Кроме недовыполнения расходов бюджета, МВФ считает, что Банку России нужно значительно сократить интервенции на открытом рынке и позволить рублю сильнее укрепляться. К последней рекомендации власти во втором полугодии, скорее всего, прислушаются. Мнения российских экономистов их интересуют мало. Например, Владислава Иноземцева, считающего, что «самым удобным для правительства было бы ослабление курса рубля при сохранении роста доходов. Это сократило бы потребление импортных товаров, от которых страна весьма зависима, и сдержало бы темпы инфляции. Кроме того, ослабленный рубль повысил бы конкурентоспособность российских товаров». Помимо этого, «для борьбы с инфляцией Центробанку, равно как и другим крупным банкам, следует поднять свою процентную ставку. Она сейчас ниже показателей инфляции, что усиливает инфляционную напряженность».
Эти предложения были бы уместны, если правительство действительно пыталось бороться с инфляцией. На поверку там все более распространяется альтернативная точка зрения, по которой борьбой с инфляцией можно пожертвовать ради экономического роста. Беда в том, что экономический рост у многих членов правительства и «аффилированных» с ними лиц ассоциируется с бесконтрольной раздачей бюджетных денег.
«Если бы нам дали хоть полдня поработать на себя…» (Руководитель ФТС России А.Бельянинов)
Довольно о грустном. Заключительное высказывание - из тех, что называют «оговорками по Фрейду». На встрече премьера Путина с руководителем ФТС России Бельяниновым последний долго и увлеченно рассказывал об успехах российской таможни: и план она перевыполняет, и таможенное администрирование улучшает, и импортные платежи собирает. Одна проблема у таможни – денежное содержание, индексация которого не случилась, хотя инфляция «безусловно присутствует в нашей экономике».
Далее – цитата из репортажа «коммерсантского» журналиста Андрея Ивановича Колесникова, который мало того, что Путина видел, а Путин его видел, так, говорят, без него в путинские времена не начиналась ни одна кремлевская пресс-конференция.
«- А какова цена вопроса? - поинтересовался премьер.
- Мы запрашивали 5,5 млрд. рублей, - пожал плечами господин Бельянинов. - При том что в день мы собираем 17,5 млрд. Если бы нам дали хоть полдня поработать на себя… Я в качестве шутки... - пробормотал он, увидев изменившееся лицо Владимира Путина.
- Даже шутить так не надо, - пробормотал Путин».
Действительно, дружок, даже шутить так не надо. В России во власти и так много тех, кто работает на себя.
Без тебя тесно.