Похоже, начальство плюнуло на нас окончательно.
Помахало для вида руками, отчитало приморского губернатора за рост цен на хлеб, да и смирилось с неизбежностью. Хлеб начал дорожать по всей России, вслед за хлебом потянулось молоко, на очереди растительное масло и другие продукты. Зато инфляционного скачка в мае не будет. За счет опережающего роста цен в марте-апреле.
ГОРДЕЕВ
Так уж получилось, что основным действующим лицом на прошедшей неделе стал министр сельского хозяйства страны Гордеев. К весне этого года стали очевидны провалы в работе его ведомства.
Вот несколько выписок из официальных данных.
Животноводство. На 1 января 2008 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей по сравнению с 1 января 2007 года уменьшилось на 0,7%. Возросла доля поголовья в хозяйствах населения, составляющая ныне почти половину всей российской скотины — 46,4%. Исключение составляет мясо птицы, производство которого в 2007 году выросло на 19,7%. В целом по России не менее 31,4% потребляемого мяса приходится на импорт. Производство молока в прошлом году выросло на 2,3% (радость-то), зато на 0,3% уменьшилось производство яиц.
Рыболовство и рыбоводство. Производство по этому виду деятельности за 2007 год увеличилось на 0,1%. Улов рыбы и добыча других морепродуктов в 2007 году составили 3369 тыс. т, а импорт — 870 тыс. т или 25,8% от потребляемой в России рыбной продукции.
Сахарная свекла. На 1 января 2008 года производство сахарной свеклы показало отрицательную динамику — урожайность снизилась на 10,7%. В то же время импорт сахара-сырца удовлетворяет 13,2% всех потребностей России.
Подсолнечник, картофель овощи. Сокращение размеров убранных площадей (посевные площади сельскохозяйственных культур за период 2000-2006 годов сократились на 9,7%, в том числе — площади под зерновые культуры — на 5,0%, площадь чистых паров — на 23,2%, площади под кормовые культуры — на 28,0%) привело к тому, что урожай подсолнечника уменьшился на 16,0%, картофеля — на 3,8%, овощей — на 3,5%.
Корма. Кормов в сельскохозяйственных организациях за прошедший год стало меньше на 8,9%, в абсолютных цифрах количество заготовленных кормов снизилось с 19,2 млн.т до 17,5 млн. т.
Зерно. Урожай зерновых — единственная гордость Минсельхоза. В прошлом году прирост урожая по сравнению с 2006 годом составил целых 4,0%, по пшенице и того больше — 9,7%. Пшеницы в прошлом году было собрано 49,4 млн. т, ржи — 3,9 млн. т, а на экспорт пшеницы и меслина (ражано-пшеничной смеси) ушло 14,4 млн. т или 27,0% всего собранного урожая. Теперь понятно, почему запасы на элеваторах и хлебокомбинатах в среднем по стране уменьшились на четверть? Кто-то ловко воспользовался коррупционной неповоротливостью отдельных ведомств и продал часть урожая за бугор.
Стоила ли экспортная игра свеч? Без сомнения. Даже по данным Федеральной таможенной службы общая сумма экспорта пшеницы и меслина принесла трейдерам $3,6 млрд. Если скорректировать эту цифру, по-божески увеличив ее на серую треть, экспорт зерна из страны составил $4,8 млрд., что сопоставимо с легальной продажей оружия.
С такими нерадостными для страны итогами пришел Гордеев на заседание правительства, посвященное проигранной борьбе с ценами.
Какие аргументы привел он в свою защиту? Оказывается, на плачевное состояние российского сельского хозяйства оказал негативное воздействие целый комплекс факторов.
Во-первых, это снижение курса доллара, которое дает конкурентное преимущество импортным товарам.
Во-вторых, это кризис мирового финансового рынка, приведший к росту процентных ставок по кредитам и, следовательно, увеличению себестоимости продукции.
В-третьих, это опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, в частности, на газ, электроэнергию, железнодорожные тарифы. В прошлом году этот рост составил 20–23%, а в этом может достичь 30–35%.
Выходит, даже пожурить не за что! Как будто укрепление курса рубля негативно сказывается только на продуктах питания, как будто не было огромных государственных средств на субсидирование процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям, а решение о ежегодном росте тарифов естественных монополий не принято еще в прошлом году. О нацпроекте «Развитие АПК» никто даже не вспоминает.
В отставку Гордеев не уйдет, не на того напали. Законы аппаратной борьбы в таких случаях предполагают разработку заранее неприемлемой системы административных мер, якобы, способствующих исправлению негативной ситуации. После можно будет сказать, что если бы предложенную программу приняли, все было бы хорошо, а теперь сами виноваты.
Что же предложил Гордеев для уменьшения разрастающейся продовольственной ямы?
Предложил он перераспределить полномочия МЭРТ, Минздравсоцразвития, ФАС и Роспотребнадзора, делегировав своему ведомству вопросы регулирования продовольственного рынка, таможенно-тарифную политику в части продовольственных товаров, контроль за качеством продуктов и пропаганды здорового питания. Все остальные вопросы, переданные Минсельхозу в результате административной реформы, такие как развитие аграрного бизнеса и сельских территорий, контроль за использованием сельхозземель, лоббирование интересов отечественных производителей, надо полагать, уже решены. В случае принятия данных предложений Минсельхоз, по словам Гордеева, сможет «регулировать баланс и поддерживать рост производства продовольствия за счет отечественных сельхозпроизводителей и фермеров».
Нетрудно догадаться, что инициативы Гордеева в штыки встретили не только те, на чьи поляны он посягнул, но и другие чиновники, прямого отношения к этим ведомствам не имеющие. Всем известен этот нехитрый аппаратный прием, но законы бюрократического этикета не позволяют коллегам высказывать вслух все, что о них думают. К тому же в коридорах власти витают упорные слухи, что в новое правительство придут другие люди, и не исключено, что на место Гордеева тоже. Пока же наш главный герой обещает повысить урожай зерновых на очередные 3,9% (в 2007 году, напомню, рост составил 4,0%), стабилизировать рынок зерна за счет продления действия экспортной высокой пошлины и вернуть в сельхозоборот за этот год 400 тыс. га заброшенной пашни.
Бог крестьянину в помощь. Урожай зерновых — дело хорошее, особенно, когда экспорт становится выгодным даже при нынешних запретительных пошлинах, главное, чтобы погода и таможня не подвели.
Да и пашню хорошо бы вернуть, если только ее не продали, не понастроили всяких зданий и сооружений или не уступили браткам-рейдерам.
ПЕНСИИ
Есть ещё и такое такое аппаратное правило: когда хочется поговорить о задачах национального развития, но ничего путного в голову не приходит — неси что-нибудь про пенсии. Беспроигрышный вариант — можно наобещать золотые горы нынешним пожилым согражданам и молочные реки с кисельными берегами пенсионерам будущим.
В текущей обстановке пенсии — тема временно отыгранная. По ней уже прошлись Путин с Медведевым, пенсионный вопрос проговорили думские угодники, напустили реформистского туману Минздравсоцразвития с Пенсионным фондом. Наступили будни.
Сначала с пенсионных фронтов поступило сообщение о доходности пенсионных накоплений по итогам прошлого года. Государственная УК «Внешэкономбанк», посоветовавшись с государственными монетарными властями, начислила 6,01% годовых, хотя в прошлом году этот показатель составил 5,7%.
Все с нетерпением ждали роста негосударственных УК, коих на российских просторах наплодилось 63, тем более, что годом ранее средняя доходность этих компаний составила 20,67%. Результаты разочаровали даже самых пессимистичных болельщиков. Из 63 негосударственных УК лучше ВЭБа сработали лишь 10 компаний, причем, максимальный уровень доходности составил 7,35% годовых (УК «АГАНА»), а в абсолютном минусе остались две компании (УК «Золотое сечение» и УК «Уралсиб» — Управление капиталом»), худшая из которых, УК «Золотое сечение», показала убыток в 1,3% годовых. Средняя доходность негосударственных УК, размещающих пенсионные накопления, составила 4,16%.
Сопоставим показатели доходности УК с другими «родственными» данными.
За 2007 год индекс РТС вырос на 19,18%, индекс ММВБ — 11,54%, годовой депозит в Сбербанке в 2007 году мог принести до 9% годовых. И еще. Вознаграждение за непосильные труды УК в прошлом году составило 289 млн. рублей или 0,08% от вверенных средств, при этом почти все досталось Внешэкономбанку, в котором хранится 96,7% всех пенсионных накоплений. Оставшиеся 3,3% в деньгах составляют 9,54 млн. рублей на 63 компании. Или по 151,4 тыс. рублей на брата.
Спрашивается, ради чего корячится? Ради $500 в месяц? Смеетесь?
Отсюда и нищая доходность, и довольные лица менеджеров негосударственных УК, постоянно замечаемых в Куршевеле и окрестностях. Если же будет ведена система обязательного страхования пенсионных накоплений, аналогичная банковской, можно будет и вовсе спокойно переложить свои проблемы на государство и по-тихому испариться. А пока эта система разрабатывается, негосударственные НПФ и УК будут по-прежнему договариваться друг с другом, с банками и спецдепозитариями о передаче части доходности «под столом», примутся с утроенной энергией повышать затраты, станут размещаться в тех направлениях, которые выгодны их хозяевам. Идет всего седьмой год после начала пенсионной реформы, но уже сейчас ясно, что значительная часть НПФ и УК — банальное ворье.
Но подождите радоваться выбранной судьбе пенсионного «молчуна». В ближайшее время, скорее всего, будет принято решение о размещении средств пенсионных накоплений, хранящихся в государственной УК, на депозитах в коммерческих банках. Пока планируется разместить 90 млрд. из 363,6 млрд. рублей, доверенных Внешэкономбанку.
Конечно же, эти деньги будут направлены в банковский сектор прежде всего для поддержания ликвидности и только потом для увеличения доходности накоплений.
Каким банковским организациям помогут в трудную минуту в первую очередь?
Формальные критерии таковы. Претендент должен иметь рейтинг хотя бы одного из трех мировых агентств (Fitch, S&P и Moody’s) не ниже BB+ или Ba1, чистые активы в размере не менее 100 млрд рублей, собственные средства — от 10 млрд рублей. Но поскольку таких банков в России нынче немало, указующий перст ляжет в сторону наиболее «равных».
Как, например, в случае с размещением в конце 2007 года 115 млрд. бюджетных рублей, выделенных госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», как теперь называется Внешэкономбанк. Тогда эти деньги достались Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Альфа-банку, Россельхозбанку и банку «Возрождение». Здесь с особой актуальностью возникает вопрос сохранности наших денег, переданных в управление государству. Нет смысла рассуждать о финансовой устойчивости банковских структур, которым намеревается помочь государство. В 1998 году рушились банки и помощнее. На этот «вызов» пока ответа нет.
На прошлой неделе появилась статистика финансовой деятельности банковского сектора в январе 2008 года. Отрицательный результат показали 26% всех кредитных организаций против 15% в январе прошлого года. Кто же из крупнейших в убытках? Знакомые все лица: ВТБ, «Уралсиб», а также Росбанк, Транскредитбанк, «Траст», и Юниаструм Банк. В январе этого года на 4,1% до 9,7 трлн. рублей вырос портфель корпоративных кредитов, что логично: банкам нужно зарабатывать деньги, кроме того, давят обязательства по открытым ранее кредитным линиям. В то же время уменьшился объем депозитов юрлиц (на 2,0% до 3,5 трлн. рублей) и физлиц (на 0,6% до 5,1 трлн. рублей). Само по себе данное явление ничего страшного собой не представляет. Но только не в нынешних банковских условиях, когда идет процесс возврата и рефинансирования зарубежных займов.
Почему государство оказывает помощь моими деньгами, а не бюджетными? Есть Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, к тому же займы в иностранной валюте — пусть банкиры и обеспечивают требуемую доходность. Мы-то тут причем?
НДС
Раз уж разговор все время крутится вокруг аппаратных интрижек, вернемся к пинг-понгу с НДС. Вернемся — потому что об этом налоге весьма подробно говорилось еще два года назад.
Тогда утверждалось, что действующая в России ставка НДС — далеко не самая большая в мире. Например, в Швеции и Венгрии она составляет 25%, в Чехии и Польше — 22%, в Австрии и Италии — 20%, в Турции, как и у нас — 18%. Есть, впрочем, страны, где ставка ниже: в Китае — 17%, в Мексике, Корее и Индии — 10%, в Японии — 5%.
Ставка налога на прибыль в России также невелика. В тех же Австрии и Италии она составляет 34%, в Турции — 33%, в Швеции и Чехии — 28%. Есть страны, где ставка налога на прибыль ниже. Из рассмотренных — это Польша (19%) и Венгрия (16%). Но все равно совокупное налогообложение бизнеса в России — одно из самых низких. У нас НДС с налогом на прибыль составляют 42%, в Австрии и Италии — 54%, в Швеции — 53%, в Китае — 50%, в Индии — 43%, только в Венгрии и Польше — 41%. Необходимо добавить, что в России существует ряд налоговых режимов, где налог на прибыль и НДС не уплачиваются вовсе, а ставка НДС по таким товарам, как мясо, рыба, молоко, яйца, сахар, соль, хлеб, крупы, овощи, товары для детей, печатные издания, лекарства составляет 10%. К тому же экспорт НДС не облагается.
Между тем считается, что бизнес вопиет и под тяжестью налогового бремени не может эффективно развиваться.
В этой связи приведем интересную информацию Росстата, на протяжении последних лет проводящего опросы на предмет выяснения помех деловой активности организаций. Оказывается, вовсе не налоговый гнет, а нарастающие трудности с реализацией продукции являются главным препятствием, ограничивающим деловую активность российских предприятий.
Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций
Факторы |
2000 |
2002 |
2004 |
2005 |
2006 |
Недостаточный спрос на продукцию внутри страны |
36 |
44 |
43 |
51 |
48 |
Недостаток денежных средств |
74 |
65 |
56 |
42 |
41 |
Отсутствие надлежащего оборудования |
19 |
19 |
18 |
30 |
30 |
Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей |
11 |
15 |
17 |
22 |
25 |
Неопределенность экономической обстановки |
36 |
24 |
20 |
21 |
20 |
Недостаточный спрос на продукцию за рубежом |
11 |
14 |
13 |
19 |
19 |
Источник: Росстат.
Так из-за чего тогда сыр-бор? Зачем вновь инициированы разговоры о снижении НДС до 12-13%?
Причина с субъективной колокольни видится во все тех же аппаратных игрищах. Экономические спичрайтеры двух президентов, прописанные на Старой площади, как жест задабривания промышленных и предпринимательских лоббистов, включили пункт о снижении ставки в выступления и Путина, и Медведева. Эти товарищи предложения озвучили и достаточно быстро наткнулись на аппаратное противодействие со стороны экономического блока правительства. Якобы, Кудрин, спросил: чем будут замещаться выпадающие из бюджета доходы, ведь в январе этого года НДС составил 46% всех налоговых поступлений? По подсчетам Минфина предлагаемое снижение НДС уменьшит бюджетные доходы на сумму около 1 трлн. рублей в год, кроме того, снизить легко, а повышать в случае необходимости не в пример сложнее. В результате Путин высказался в том духе, что надо «сесть и посчитать, сколько составят выпадающие доходы при снижении НДС на определенный процент и чем мы их заменим. Будет ли адекватным прирост за счет лучшего администрирования НДС и каков он будет».
Проблема до поры повисла в воздухе, пока не появилось письмо Кудрину, подписанное Набиуллиной. В МЭРТовской весточке эпистолярно объяснялось, что выпадающие доходы легко замещаются с помощью ликвидации пониженной ставки НДС по продуктам питания, детским товарам, полиграфической продукции и лекарствам (дополнительный рост цен), введением повышенных акцизов на алкоголь, сигареты, топливо и автомобили (еще один ценовой виток), а также гипотетическим снижением числа мошенничеств с все теми же НДС и акцизами (старо предание).
По уверениям чиновников МЭРТ, «цена пачки сигарет за счет сокращения НДС и увеличения акциза останется неизменной».
Да-да, помнится, при отмене налога с продаж торговля также обещала, что цены расти не будут. По факту вышло так, что цены не только не уменьшились, но наоборот выросли, а всю вину свалили на естественные монополии («Во всем виноват Чубайс»). Торговле лишь бы получить повод для увеличения цен, а уж она им распорядится в лучшем виде.
МЭРТ заявляет, что «цель снижения НДС — не столько облегчение налоговой нагрузки или экономический рост, сколько изменение его качества, чтобы высвободившиеся средства были направлены в отрасли с высокой добавленной стоимостью, в человеческий капитал, в модернизацию производств». Благие намерения, каждый раз нарывающиеся на стремление экономических субъектов получить максимум прибыли от своей деятельности. Предыдущие действия правительства в налоговой сфере, например, снижение ЕСН в 2005 году, показали, что бизнес не очень-то готов сотрудничать с властью: объемы серых зарплат тогда не только не уменьшились, но наоборот выросли на 1,5 п.п., инвестиции в основной капитал снизились на 2,8 п.п., а федеральный бюджет получил новые социальные пробоины. Если НДС будет снижен, сценарий в бесчисленный уже раз будет тем же и никакого направления высвобождающихся средств на развитие предприятий не произойдет.
Как известно, по расчетам Всемирного банка теневой сектор России составляет 49% ВВП. Но почему-то в дискуссиях о путях национального развития, стратегии «2020», снижении НДС никто об этом не вспоминает, никто не говорит, что нужно сделать, чтобы вывести нелегальный финансово-хозяйственный оборот в светлую сферу. Что думать нужно не о процентных и базисных пунктах роста ВВП, а о десятках процентов, на которые может вырасти российская экономика в результате легализации. Что в дискуссиях с бизнес-лоббистами вопрос должен стоять предельно просто: мы адресно снижаем НДС, вы гарантируете рост легальных показателей в конкретных отраслях, соразмерный снижению ставки.
Нет — разговоры с вами закончены. Всего вам доброго.