От редакции. Статья Станислава Белковского в «Украинской правде» от 10.12.2007 появилась до того, как Юлия Тимошенко была избрана премьер-министром Украины. Тем не менее, автор говорит об этом как о свершившемся факте. Есть основания полагать, что и прочие прогнозы, данные в этой статье, сбудутся в объявленные сроки.
Избрание Юлии Тимошенко премьер-министром Украины означает не просто формирование нового правительства — еще одного в бесконечной их череде. Приход Тимошенко знаменует смену политического режима в Украине.
Нынешний режим, где основную публичную политическую роль играют избранные народом институты — президент и парламент, а также сформированный последним Кабинет министров, уступит место режиму харизматическому. Где все определяет воля лидера, как бы ни называлась формально его текущая должность.
Премьер или президент — не суть важно. Если Юлия Владимировна захочет провозгласить себя президентом — сделает. Разумеется, предварительно приняв новую Конституцию, возвращающую главе государства максимум исполнительных полномочий.
Не захочет — останется главой правительства. Власть все равно будет сконцентрирована в руках харизматической личности, стоящей де-факто над политическими институтами.
Эти радикальные перемены в пейзаже украинской государственности станут заметны не сразу. Но уже к рубежу 2008 — 2009 годов страна будет жить в другой реальности. Тогда и элитам, и народу придется с этим согласиться.
ИЛЛЮЗИИ
Примечательно, что многие многоопытные представители украинской элиты, прошедшие десятки кровопролитных (не только в переносном смысле слова) бизнес- и аппаратных войн, умеющие захватывать и отстаивать, отбиваться и выгрызать, питают поистине детско-юношеские иллюзии по поводу Юлии Тимошенко.
Самое распространенное заблуждение звучит так: за первые полгода своего премьерства Юля наделает больших ошибок, и тогда мы ее снимем — уже навсегда.
Совершенно очевидно, что никаких серьезных ошибок Юлия Тимошенко за первые полгода не совершит. Она слишком долго и трудно возвращалась во власть, чтобы, получив кресло премьера, отчаянно рисковать.
Тимошенко будет заниматься только беспроигрышными вещами, например:
– точечными гонениями на наиболее одиозных олигархов и/или «кучмистов», не прошедших спасительную процедуру БЮТ-перевоспитания;
– PR-поддержкой и защитой отдельных нетипичных решений о незаконной приватизации тех или иных предприятий. Принимать решения будет, конечно же, только суд, самый справедливый в мире, но Кабмину, номинально не имеющему к судебным вердиктам никакого отношения, по закону придется способствовать проведению этих решений в жизнь;
– отменой самых непопулярных решений предыдущего Кабмина;
– поездками по стране, причем в каждой области она будет говорить именно то, что он нее хотят услышать. В Донецке она по-русски возвестит, что время вступать в НАТО еще не пришло, во Львове — что русский язык не получит никакого официального статуса, пока она жива и остается у власти.
Возможны и перемены в газовой сфере. Если нынешний глава «Газпрома» Алексей Миллер уйдет по состоянию здоровья (а это вполне вероятно), его наследники могут избавиться от «РосУкрЭнерго», а смена посредника («плохого» на «хорошего») однозначно будет поставлена в заслуги премьеру Тимошенко.
Ни один из этих шагов не может служить политическим основанием для отставки правительства. Зато все они вместе существенно поднимут личный рейтинг Тимошенко и укрепят ее личную, собственную власть.
А в непубличном пространстве Юлия Владимировна займется нейтрализацией своих наиболее опасных противников. Наученная горьким опытом, она едва ли пойдет на них сразу с открытым забралом, как в 2005 году.
Скорее, будут задействованы её новые возможности и связи на Западе.
Бизнесмены-политики, стратегически или тактически опасные для премьер-министра, вскоре узнают, что у них есть серьезные проблемы с зарубежными счетами и авуарами. Судьба Павла Лазаренко станет очень актуальной — но не для его первой ученицы, а для ее главных врагов.
Параллельно, разумеется, правоохранительные органы возбудят или возобновят несколько громких дел, связанных с человеческими жертвами в процессе приватизации 1990-х годов.
Поскольку правоохранительная система, в соответствии с законом и даже коалиционным соглашением, не зависима от премьера, формально Тимошенко не будет иметь к уголовным гонениям на соперников ни малейшего отношения.
Но в нужный момент она, конечно, напомнит народу, кто, почему и за что должен отвечать. И элиты в эту историческую секунду возразить ей — не смогут. Они принуждены будут — молчать.
Здесь, кстати, надо развеять еще одну наивную иллюзию — что Тимошенко не сможет контролировать силовые структуры, поскольку их главы будут выдвиженцами Ющенко.
Святая простота!
Во-первых, Юлии Владимировне и не нужно с самого начала контролировать всю силовую систему сверху донизу. Достаточно одного заместителя генпрокурора и одного замглавы МВД, чтобы быстро и эффективно приступить к решению вышеописанных роковых вопросов. А дальше — никакой президент не станет никому звонить, чтобы вызволить, скажем, непопулярного бизнесмена с полукриминальной репутацией.
Во-вторых, «силовики» очень скоро сами поймут, кто в доме хозяин и кого надо по-настоящему слушаться. Принципиальные «силовики» всегда так поступают. Так что к концу первого полугодия 2008 г. влияние Тимошенко на правоохранительные органы станет решающим, как бы ни формировалось их руководство.
Давайте вспомним кабинет Тимошенко-2005. Сколько у Ю. В. было лояльных министров в январе? Правильно, один. А в сентябре, перед отставкой? Половина Кабмина. И это в ситуации, когда полномочия премьера были еще эфемерными, а зависимость правительства от президента — полной и недвусмысленной.
К осени 2008 г. все поймут, что харизматический, персоналистский режим вообще не нуждается в формальном определении и разграничении полномочий. Где лидер — там и полномочия. А лидер может быть только один.
Не надо забывать, что у Юлии Владимировны накопились яростные обиды за 2005-2006 гг. Правда, надо отдать ей должное, она научилась скрывать свою жажду мести. И потому часто и сознательно подыгрывает тем, кто любит порассуждать о «хрупкости коалиции», «нестабильности будущего Кабинета» и т.п.
Сорвалась она лишь один раз: в «Украинской правде», в колонке по поводу награждения орденом Бориса Колесникова. Она ясно, слишком ясно сказала тогда несчастным оппонентам: я вас, лохов позорных, уже трахнула и еще трахну так, что мало не покажется.
Так что тем, кто сегодня разрабатывает сценарии отставки Тимошенко «за провалы в работе», через полгода придется, в лучшем случае, спасаться от тюрьмы. В худшем — мечтать о далеком выходе на свободу. Сильных врагов у премьер-министра просто не останется.
И вот тогда Тимошенко уже будет решать: отменять призыв в армию или нет? восстанавливать ли сгоревшие сбережения граждан и в каком объеме? соглашаться стать президентом или оставить все как есть?
Решать будет — сама. В одиночку. Умоляющие советчики в лице президента, спикера ВР, лидеров оппозиции и т.п. ей не потребуются.
И народ будет там, где и должен быть, — с нею.
ПЛЮСЫ
Есть ли плюсы у харизматического режима Юлии Тимошенко? Конечно, есть, и очень существенные.
Во-первых, править страной будет человек, которого интересует власть как таковая, а не деньги и другие побочные шалости. Лидер, который любит и умеет пользоваться властью.
Само присутствие такого человека — твердого и непреклонного, не нуждающегося во внешних источниках легитимности — на капитанском мостике быстро повысит уровень народного уважения к власти и государству.
Во-вторых, уже очевидно, что Тимошенко, и только она может приблизить Украину к реализации идеалов социальной справедливости, провозглашенных на Майдане. Она будет отнимать и делить, и это будет по-настоящему красиво.
В-третьих, только Тимошенко сегодня способна сделать что-то реальное для преодоления пресловутого политико-ментального раскола Украины. Потому что у неё есть два безотказных средства, которые на самом деле сплотят вокруг фигуры лидера жителей Центра и Юга, Запада и Востока:
– её харизма, которая дышит, где хочет, и очаровывает украинцев во всех регионах;
– её антиолигархическая политика, защита бедных от многолетнего беспросветного произвола богатых.
Личность харизматического лидера и станет объединяющим фактором. И никакие написанные на бумаге «идеологии преодоления раскола», столь же занудные, сколь и утопические, Юлии Тимошенко не нужны. Она сама себе идеология.
МИНУСЫ
Вместе с тем, стране следует приготовиться к тому, что харизматический режим Тимошенко лишит Украину некоторых благ, к которым страна уже успела немного привыкнуть.
Во-первых, демократических выборов (таких, как в 2006-2007). Трудно себе представить, чтобы лидер такого типа, взяв власть, согласился полагаться на волю случая при ее удержании.
Результаты следующих выборов будут такими, какие нужны Тимошенко. Далее всегда.
Во-вторых, свободы слова. Известно, как Юлия Владимировна относится к критике в свой адрес. Даже невинный анекдот, рассказанный про лидера, порождает немедленную истерику армии ее клевретов с рассуждениями про «врагов Украины», а то и «извергов рода человеческого».
Критиковать себя, как это позволяли Ющенко, Янукович, даже Кучма, Тимошенко не даст. Национальная мобилизация в условиях харизматического режима потребует информационной дисциплины.
Журналистам и потребителям информации — приготовиться. Все критики лидера очень скоро будут объявлены шпионами — в основном, российскими, иногда — американскими/израильскими. И никто не успеет даже рта открыть, чтобы сформулировать свои длинные демократические возражения.
Собственно, нечто подобное мы уже наблюдаем в современной Грузии, где почти сформирован харизматический персоналистский режим Михаила Саакашвили. С ультразвуковым разгоном оппозиционного митинга и закрытием телеканала «Имеди».
Но у грузинского президента ограничений все же несколько больше. Он обязан оставаться хоть немного демократом, потому что он пришел к власти на волне демократической революции.
Тимошенко же, напротив, приходит в условиях усталости от демократического «хаоса» и нестабильности властных институтов. Потому от неё ждут закручивания гаек. И, безусловно, дождутся.
В-третьих, Украина перестанет быть источником демократических образцов и надежд для постсоветского пространства. И какой-нибудь Владимир Владимирович Путин вылезет в конце грядущего лета из своей пенсионной берлоги, чтобы проскрежетать по поводу событий на Украине: видите, что я говорил… никакой демократии не бывает… все идут одним и тем же путем… И разразится своим серым шампанским смехом. Честное слово, это будет противное зрелище!
Надеяться — как делают некоторые — что Юлию Тимошенко сможет удержать в определенных рамках всерешающий Запад, не приходится. Одряхлевшие западные элиты позволяют себе не обращать внимания на реальность XXI века и по-прежнему мыслят стереотипами 1970х-80х годов.
И коль скоро Юлия Владимировна им сказала, что ее главная задача — сдерживать Россию, они ей сразу верят. Совсем верят. И будут помогать и поддерживать, пока ее режим совершенно не отвердеет.
А харизматический режим, однажды установленный, может уйти только вместе с лидером. По-другому в истории не бывало и не бывает.
ВОЗМЕЗДИЕ
Закономерен ли приход Юлии Тимошенко к власти в Украине? Да, бесспорно.
Тимошенко — это историческое возмездие украинским элитам.
За их неготовность и неспособность формулировать стратегические цели для страны и нации.
За желание проглотить всё и сразу и неумение находить компромиссы.
За стремление превратить власть в машину для зарабатывания больших денег.
За неумение слушать и слышать собственный народ.
За слабость, в конце концов.
Харизматический режим приходит на смену институциональной демократии там, где демократические институты дискредитированы и не воспринимаются народом как настоящая власть. Это проходили многие страны.
Той Украины, какую мы узнали в последние три года, возможно, больше не будет. Будет другая страна.
Сегодня, может быть, у украинских элит есть последний шанс на что-то повлиять. Но трудно надеяться на то, что они этим шансом воспользуются.
Всему свое время и устав.
Републикация из «Украинской правды»