Путинские патриоты: "малый народ" России
Все получилось. Все удалось. Отстроена вертикаль власти. Налажено полное и оперативное информирование населения об ее инициативах. Идет борьба с экстремизмом и остатками чеченских бандформирований. Растет Стабфонд. Позорное клеймо "сырьевой придаток" торжественно переименовано в звучный титул "энергетическая держава". Объявлены целых четыре национальных проекта. В общем, повторимся, все почти удалось.
Но есть и одна маленькая неудача: народ уходит из страны. Он уходит как буквально — на тот свет, за кордон, так и в переносном смысле — в водку, наркотики. Большинство же — уходит в никуда, в попытку построить свою жизнь без российского государства. Как угодно — лишь бы не видеть физиономий российских властителей. Не связываться с ними. Не быть обязанными. Не голосовать, не выбирать, не участвовать. Сегодня Россия стала чужим государством для большинства своих граждан, которые бы и рады избавиться из него, "выехать" в переносном смысле слова, отказавшись от кургузого эрэфовского подданства, но их пока никто и нигде не ждет.
Есть, впрочем, есть и те, кто не мыслит себя вне ЭрЭф, — номенклатура, менты, сырьевики, PR-персонал, обслуживающий интересы последних. Несамостоятельное и несамодеятельное в большинстве своем население. Эти 3–5 процентов — настоящие патриоты путинской России. Патриоты не "от сердца", но от разума. Они понимают: вне этой системы они не выживут.
Номенклатуре, верным патриотам путинской России удалось создать свой "малый народ": "избирателей власти". Народ этот, составляя в своем ядре порядка 5 процентов от имеющих право голоса, под выборы раздувается до 10 процентов (за счет подкармливаемых пенсионеров). В итоге эти 10 процентов и составляют те самые 30–35 процентов, получаемых "партией власти" при 30–35 процентной явке, которые и обеспечивают победу "партии власти". Механизмы создания и мобилизации этого "малого народа" — тема для отдельной статьи. Отметим лишь, что власть будет пытаться увеличить численность "малого народа" за счет нерусско-культурных мигрантов, на чью лояльность она может рассчитывать.
Итак, механизмы мобилизации "малого народа" в период выборов освоены и успешно работают, позволяя оппозиции лишь получить небольшой пакет акций во власти, но никак не победу. Победить на выборах нельзя — это должен зарубить себе на носу каждый, кто называет себя оппозиционером. Рассчитывать на модернизацию страны, на появление у нее будущего через выборы также нельзя — это должен запомнить каждый гражданин России. Из этого, кстати, не следует, что баллотироваться или голосовать не надо — это необходимо хотя бы для того, чтобы заявить власти и гражданам свою позицию. Но надеяться на победу нельзя.
Выборы в Госдуму: Лохотрон-2007
Накануне выборов в Госдуму кремлевские волшебники уже придумали увлекательную игру для российской оппозиции: "антифашисты" против "фашистов". Тема борьбы с "фашизмом", противостояние по линии "антифашисты" — "фашисты" постепенно раскручивается "кремлевскими" в качестве одной из ключевых тем предстоящей думской кампании. Пул "настоящих антифашистов" уже определен: "Единая Россия"+"Наши", СПС+демшиза. Определен также и пул "настоящих фашистов" — НБП, с оговорками (о них — ниже) — КПРФ и "Яблоко". "Родину" с уходом Рогозина из фашистов решили пока вычеркнуть карандашиком, постоянно требуя "додавить" "коричневую гидру". Впрочем, не обошлось и без "инициатив снизу" со стороны желающих встать в ряды "антифа по вызову" — началось писание (http://www.atvr.ru/soveshyanie/2006/3/23/6908.html) различных интернационалистических манифестов, которые иначе как заявки на финансирование рассматривать нельзя.
"Яблоко" и КПРФ "кремлевские" пытаются поставить в "растяжку", шантажируя тактическим сотрудничеством с "фашистами" из НБП (для Яблока) и "антисемитизмом" (для КПРФ). Пытаются затащить в пул "антифа" на своих условиях, либо расколоть. ЛДПР, естественно, в последний момент станет в авангарде кремлевских "антифа" — ВВЖ, как всегда, убедительно объяснит своей пастве почему "так надо". Содержание самой кампании здесь тоже более чем очевидно — "антифа" — "за единую многоконфессиональную и многонациональную Россию", оппоненты — "приведут страну к резне, бунту и распаду". В общем, все ясно. "Лишь бы не было войны".
Горбачевщина: 20 лет спустя
Что происходит за дымовой завесой кремлевской игры в "фашистов-антифа"? Может, эта игра — благо, ложь во спасение, отвлекающий маневр, призванный дать передышку, время на реализацию недавно заявленных национальных проектов?
Скажите, кто-нибудь обсуждал эти проекты с вами? Кто-нибудь спросил Вас о том, какая медицина Вам нужна? Какие строить дома и как их предоставлять гражданам? Может быть, так как сегодня это делается в Москве, когда жилье для сильно поредевшей очереди льготников частично выкупается за счет казны московским правительством во главе с Лужковым по заоблачным рыночным ценам у застройщиков, за которыми стоит жена Лужкова?
Национальные проекты ориентированы на достижение целей, над которыми никто и никогда не задумывался. Может, не имеет смысла вкладывать деньги в сельское хозяйство, последние полвека не баловавшее нас своими успехами, а надо бы их вложить в хайтек? Может быть, надо, говоря о необходимости демографического роста, сегодня давать квартиры молодым семьям бесплатно, в кредит на 20 лет по себестоимости строительства, уменьшая сумму кредита при каждом родившемся ребенке?
История повторяется: попытка откупиться от необходимости модернизации архаичного государства деньгами Стабфонда, до мелочей повторяет горбачевские нефтедолларовые вливания в АПК, программу "Жилье-2000". 20 лет назад в 1985 году, опираясь на сверхдоходы от продажи нефти (как сегодня на Стабфонд), Горбачев, объявил о реализации двух нацпроектов — Продовольственной программы, и программы "Жилье-2000". О поддержке образования речь тогда не шла, однако задача дать высшее образование как можно большему числу граждан претворялась в жизнь неуклонно, и не будучи оформленной как проект. Для реализации первого "нацпроекта" даже было создано министерство-монстр — "Агропром".
Каким результат будет на этот раз, 20 лет спустя? Да не лучше, чем у Горбачева. Деньгами наполнится коррумпированная вертикаль и оставшиеся в наследство от советского государства советские же медицина, образование, сельское хозяйство. Судьба этих проектов будет печальной — деньги будут разворованы, приумножив благосостояние служивой вертикали, и окончательно похоронив любую деятельность, основанную на инновации, инициативе — зачем что-то придумывать, когда можно просто украсть? Тем более, что власть действует именно так.
Автор не собирается повторять либеральные глупости про "кровавый режим Путина, ущемляющий демократию". Оставим их тем, кто плачет об отсутствии на ТВ либерал-людоедов, объясняющих зрителям об эффективной экономике (пенсионеры должны умереть) и "швабоде слова" (которая превыше правды и морали). Для автора неважно, находятся у власти спецслужбисты или нет, неважно и то, насколько власть далека от "общечеловеческих" "ценностей". Важно другое: режим Путина строит несправедливое, бессмысленное и неконкурентоспособное государство. С архаичной системой власти и отсутствием перспектив. Страну, которая рухнет, будет растащена на куски соседями, навсегда похоронив русскую государственность.
Чужая революция
Значительной части граждан России будет фактически предложен контракт, лежащий в основе всех "цветных революций" последних двух лет. Суть контракта: добровольный отказ граждан от части суверенитета собственного государства в пользу иных стран, в обмен на признание их гражданами, а не быдлом. В нашем случае контракт будет реализован на практике иначе, чем это было в Грузии и Украине: гражданам ЭрЭф предложат отказаться от российского подданства, им помогут "выехать" из России, причем вместе с частью самой России. Поскольку такая альтернатива сейчас выглядит как неясная и надуманная угроза, автор на нескольких примерах объяснит, как это может произойти.
В регулярно промерзающие города на северо-западе России в один прекрасный день приедут грузовики с гуманитарной помощью от Евросоюза. В них будут китайские пуховики, продукты, китайские же дизель-генераторы. А еще там будут чистые бланки паспортов сопредельного с Россией северного и благополучного государства. И — учебники языка этого же государства. И еще — учебники истории, где будет популярно объяснено, что русские жители этих городов, на самом деле не русские, а братья по крови тех самых благополучных северных соседей, а русский язык, культура и территориальная принадлежность к России — всего лишь недоразумение, следствие захватнической и ассимиляторской политики Российской империи. Людям выдадут одежду, в их домах станет чуть теплее. Люди заполнят бланки этих паспортов, понимая, что они получают паспорт свободы, освобождающий их необходимости смотреть новости из Москвы, подчиняться милиции и губернаторам. Паспорт, позволяющий чувствовать себя европейцем, в конце концов — дающий возможность уехать из этого государства. И что самое важное — дающий шанс выстроить свою жизнь на этой же территории, но без российского государства. Да, именно без российского государства. Скажите, пожалуйста, суверенитет какого государства будут признавать эти люди — ЭрЭф или благополучного северного соседа? И кому будет принадлежать эта северная территория? И что будет делать властная вертикаль, наткнувшись на отказ граждан подчиняться ей? Введет войска? Приставит к каждому гражданину милиционера?
В национальные республики Поволжья, на территории которых местная номенклатура проводит омоновские эксперименты по профилактическому усмирению целых городов, уже обеспечив должностями и деньгами всю родню до третьего колена, приедут точно такие же грузовики. В них будут бланки паспортов, религиозная литература (не христианская, конечно). Возможно — оружие. И, опять-таки, учебники языка и истории, доступно объясняющие историческую/культурную общность населения территории с жителями другого государства. Повторяю вопрос: суверенитет какого государства и чью власть будут признавать люди, заполнившие бланки паспортов?
В крупный портовый город на Дальнем Востоке, живущий за счет торговли машинами (привозимыми тоннами из сопредельного государства), рыбой (незаконно добываемой) и контрабандой придет из столицы очередное постановление правительства. Например, запрещающее ввозить пресловутые машины или ловить рыбу — ведь кто знает, что завтра решат в Москве? Десятки тысяч людей останутся без заработка. Что дальше? Ну, опять-таки грузовик (вариант: пароход) с паспортами и т.д. Спрашиваю в третий раз: суверенитет какого государства и чью власть будут признавать люди, заполнившие бланки паспортов.
Что будет потом? Да то же самое, что и в Прибалтике 1990 года, когда люди массово сжигали советские паспорта, "выходя" из СССР, или в Абхазии 1990-х — 2000-х, где граждане также массово получали паспорта российские, "выходя" из Грузии. Процесс займет год-два: будет отказ платить налоги, признавать полномочия чиновников, создание и приход к власти сепаратистских партий, вооруженное (или "оранжевое") сопротивление московским эмиссарам. Ну и конечно, апелляция к международной общественности о "праве на самоопределение" молодых наций. На конечном этапе — выборы, объявление независимости, просьба ввести "голубые каски" ООН.
Вы думаете, кто-то откажется получить паспорт другого государства? Люди, видевшие Норд-Ост, Беслан, люди уже понявшие, что власть пожертвует их жизнями ради собственного престижа или спокойствия, с радостью променяют российскую несвободу на полусвободу иностранную. Именно полусвободу: ведь никто не ставит задачей расселить и трудоустроить на других территориях 140 миллионов. Цель сценаристов — не благосостояние жителей России, а развал страны через отказ от нее граждан. Но даже полусвобода от власти — великое благо в сегодняшней России, где зажиточные ждут бедности, а бедные — нищеты.
Невероятно, скажете? Не дадут паспорт, скажете? Миграции забоятся? Не забоятся: русский мигрант куда лучше араба или негра: Россия, благодаря СССР, сегодня пока еще обладает достаточно образованным населением, воспитанным в большинстве своем в европейской культуре. Кстати, в этом через считанные годы убедятся жители Латвии и Эстонии, когда до них неизбежно докатится волна афро-арабской миграции, накрывшая сегодня ЕС. Прибалты поймут, насколько презираемый ими сегодня "русский Иван" — культурнее, трудолюбивее, цивилизованнее, чем привыкшие жить на велфере и кладущие с прибором на любые европейские порядки мигранты из стран третьего мира. Русские мигранты нужны — их можно социализировать, встроить в свою культуру (русские не создают диаспор). А если они приходят к тебе с территорией — то нужны вдвойне.
Те, кому эта версия кажется невероятной, хотелось бы напомнить, что буквально год назад кто-то проплатил конгресс финно-угорских народов и шумиху в западной печати по поводу угнетения их культуры и языков. Еще кто-то регулярно оплачивает тиражи исламской литературы на русском языке. Это значит, что сценарий растаскивания России через отказ населения от ее суверенитета ради признания их чужим государством гражданами, а не быдлом — уже запущен "в фоновом режиме".
Цель сценаристов — построение на прикордонных территориях — 5–6 мини-Россий: слабых либеральных государств, фактически не имеющих суверенитета, с перспективой его полного упразднения по мере "переваривания" сопредельными государствами социально активного населения этих территорий. Независимая "Финно-угория", Идель-Урал, "Примория", "Руссо-Балтия" (Калининград), и, конечно же, — суверенная и независимая Московия — ядерная "энергетическая держава", обеспечивающая бесперебойные поставки газа и нефти окружающим государствам — вот оно, будущее ЭрЭф.
Ресурсов противостоять этому сценарию у путинской России нет: как ты будешь противостоять гражданам, тихо, без бунтов, уходящим из-под твоей власти?
Почему граждане России сегодня фактически готовы поддержать этот сценарий, отказавшись от признания российского государства? Да потому что гражданам России нужен способ избавиться от власти, получить паспорт свободы от бессмысленной путинской России, получить вольную, откупную от российского чиновничества.
Другой паспорт — это возможность пригласить консула при разговоре в отделении милиции. Возможность судиться в суде другой страны в случае, если у тебя хотят отнять бизнес. Наконец, его можно просто показать пограничнику, а не выстаивать унизительные очереди за визой. Другой паспорт — это признание легитимности над собой другого правительства, признающего тебя гражданином, но не российского, признающего тебя быдлом. Фактический отказ российскому государству в доверии.
Наша революция
Необходимое примечание. В этом разделе автор неоднократно употребит словосочетание "оппозиция должна", подразумевая, что "оппозиция способна". Автор, в отличие от многих наблюдателей, не отказывает российской оппозиции в способности взять ответственность за страну солидарно с российскими гражданами. Если читатель отрицает наличие у российской оппозиции такого потенциала, то этот, ключевой раздел текста, можно просто не читать.
Итак, либо модернизацию власти, а за ней — и модернизацию государства, проведем мы, кто считает себя оппозицией и кто готов взять на себя ответственность за страну, либо за нас ее проведут другие. Например, по описанному выше сценарию. В итоге заказчики сценария не только лишат действующую власть легитимности, но, и заодно — лишат страну суверенитета. Случится это, конечно же, не сегодня, но в обозримом будущем — 3-5 лет, достаточно будет малейшего внутреннего кризиса.
Но оппозиция не может победить в выборном лохотроне. А значит, единственный путь — создать свою вертикаль власти. Необходимо создание путем всенародных выборов системы Советов всех уровней, которые призваны стать параллельными существующим органами власти. А затем — дальнейшая борьба за признание легитимными результатов альтернативных выборов и Советов. Гражданам России при поддержке оппозиции необходимо самим стать властью и выдернуть из-под путинской вертикали государство, подобно ковру. Оппозиция должна дать возможность гражданам получить символический паспорт свободы, позволяющий выехать из путинской России в свою собственную.
Способна ли наша оппозиция к этому шагу? Способна ли она отказаться действовать в логике кремлевской игры и записывая друг друга в "коммунофашисты" или "демократы-всю-страну-продали"? Автор надеется, что способна. Для этого сегодня оппозиции надо поломать саму логику этой игры, сменив дискурс. Не "фашисты" против "антифашистов", а власть граждан против власти бюрократии и силовиков. Независимая Россия против газовой колонии Запада. Суверенитет против грядущей ползучей десуверенизации. Хайтек-промышленность и ВПК (у которых нет будущего в путинском проекте "энергетической державы") против сырьевиков.
Сегодня, рассуждая об активности граждан, оппозиция невольно (то ли от незнания, то ли от неверия в собственные силы) транслирует видение народа властью: инертного, равнодушного, безынициативного, нелюбопытного. Оппозиция должна перестать смотреть на народ глазами власти — иначе это не оппозиция. Не достаточно ли нашей оппозиции того доказательства, что 2/3 русских людей не хотят участвовать в выборном лохотроне? Ведь 30–35 процентная явка на выборы — не результат неверия в партии, а в первую очередь — результат неверия в сам процесс российских выборов. Фраза "мой голос ничего не решает, все равно посчитают как надо" давно стала девизом 2/3 российских граждан, отказывающихся садиться за карточный стол с шулерами. В выборах отказывается принимать участие наиболее активное, самодеятельное население, не верящее власти и пытающееся выстроить свою жизнь вне ее структур. Люди, не доверяющие этому государству. Оппозиция должна сделать этих людей своими сторонниками. Выборы в Советы — экзамен для партий. Либо оппозиция выходит из окопов — либо она не оппозиция. Либо оппозиция способна взять ответственность за страну, взять ее здесь и сейчас, сегодня — либо она не оппозиция.
Другие выборы
От теории перейдем к практике. Изложенная ниже последовательность шагов не является, конечно, аксиомой, но может быть предложена в качестве рабочей схемы.
Первый шаг — сбор инициативной группы из числа представителей всех оппозиционных партий и движений, готовых принять участие в выборах Советов — КПРФ, "Родины" (точнее — ее "рогозинской" части), либералов, кто не оглядывается на Старую площадь. Критерий участия — не численность, но дееспособность. И уж ни в коем случае не формальный статус: сегодня за пределами выборного поля существуют НБП, ДПНИ, ОГФ, немалое число имеющих членскую базу региональных общественных организаций и движений, в то время как само поле замусорено "бумажными макетами в натуральную величину" — РПЖ, Партия Пенсионеров, Народная воля и проч.
Второй шаг — формирование летом-осенью 2006 года регламента выборного процесса, основанного на базовых принципах международного, в частности — общеевропейского законодательства, определяющих понятия честности и прозрачности выборов (что, кстати, дает шанс апеллировать к внешней легитимности — к ПАСЕ/ОБСЕ, на которую, впрочем, особо уповать не стоит: Запад не заинтересован в этих выборах — ему необходима реализация своего сценария, когда он созреет, а не участие в чужих сценариях). Весь тщательно разработанный сегодня властью лохотрон с десятью-процентными барьерами, произвольной отменой строчек в бюллетенях, снятием кандидатов в любой момент — оставим власти же: пусть играют в него сами. Правила проведения выборов в Советы, оформленные в виде собственного закона, например — Избирательного меморандума — должны обеспечить возможность максимальному числу кандидатов от всех политических сил принять в них участие. И что принципиально важно — обеспечить возможность самовыдвижения граждан, не имеющих партийной принадлежности.
Третий шаг — непосредственное формирование избирательных комиссий. Его надо провести максимально гласно, предложив буквально каждому дому выдвинуть своих представителей в комиссии.
Четвертый шаг — объявление выборов в Советы всех уровней на рубеже 2006-2007 годов. Необходимо подойти к этому процессу максимально бюрократично и формализовано — напечатать бюллетени, предложив кандидатам проводить встречи с избирателями. Это должна быть альтернатива казенным выборам, причем альтернатива, обеспечивающая голосование как можно большему числу граждан, а не тому "малому народу" избирателей "Единой России" регулярно обеспечивающему легитимность власти.
Очевидно, что в условиях информационного вакуума сама предвыборная кампания в Советы должна идти достаточно долго, чтобы узнать о дате выборах и познакомиться с кандидатами мог каждый.
Пятый шаг — собственно выборная кампания. Важно, чтобы каждый кандидат в ходе кампании доказывал гражданам свое право на власть, не подтвержденную мандатом ЦИК, но подтвержденную их волей. Пожалуй, единственный путь в данных условиях — личные встречи с избирателями.
Шестой шаг — голосование. Главная цель голосования — охватить максимум из 2/3 неголосующих граждан. А значит, если понадобится — голосование необходимо проводить не один день, стараясь дойти с избирательной урной до каждого: одна из важнейших задач всеобщих выборов в Советы — лишить власть легитимности, лишить ее права говорить от лица "всех россиян".
При этом должны жестко соблюдаться все формальности, предусмотренные Избирательным меморандумом, — должны победить сильнейшие, а не партфункционеры от оппозиции.
Не вызывает сомнения тот факт, что никто не даст помещений для выборных участков. Следовательно, надо проводить голосования в подъездах, помещениях партий, на улицах, делать передвижные участки, ходить с избирательными урнами. Если в процессе выборной кампании кандидатам удастся в буквальном смысле дойти до каждого, то и участие в голосовании значительного процента избирателей окажется возможным.
Седьмой шаг — объявление результатов выборов и формирование Советов.
Советы: модернизация власти
Первая задача Советов — не малые добрые дела, которые им просто никто не даст реализовать, а ежедневная, ежеминутная готовность к перехвату власти, и постоянные попытки ее перехвата в легитимном поле. Необходимо, действуя легитимно, пробовать власть на прочность каждый день, аккумулируя и возглавляя все протестные инициативы — будь то митинг против повышения цен на услуги ЖКХ или массовая инициация судебных исков против власти.
Вторая важнейшая задача Советов — площадка для дискуссий о модернизации власти, модернизации страны. Обсуждения того, чего никто не хочет обсуждать. Советы должны на всех уровнях обсуждать и вырабатывать альтернативу, предлагая ее власти и людям
Главное — заставить вращаться шестеренки коммуникации, общения в социуме, заставить их крутиться вне пространства, очерченного экраном телевизора. Важно, чтобы люди, встречаясь с кандидатами в ходе выборов (а затем — участвуя в работе Советов), а на самом деле — встречаясь сами с собой, начали обсуждать то, чего они никогда не обсуждали ранее. Необходимо захватить, вовлечь в этот процесс 2/3 российских граждан — неголосующую Россию. Фактически, у оппозиции сегодня есть огромная фора перед властью — 2/3 неголосующих плюс 1/3 от тех, кто приходит на участки. Не использовать эту фору — безответственно.
Что означает организация выборов Советов и участие в них для партий? Оппозиция должна научиться играть свою игру, либо ее судьба — оставаться в узких электоральных застенках (а для кое-кого — застенках милицейских). И КПРФ, и стремительно выталкиваемая за пределы легитимного поля "Родина" (опять-таки в "рогозинской" ее части), и "Яблоко" и НБП — суть потенциальные организаторы и участники выборов.
Эти выборы для партий — уникальный шанс привлечь в свои ряды сторонников, выйти из окопов, куда они либо загнаны властью, либо привыкли сидеть сами. Задача партий — не выдвинуть своих кандидатов, а поддержать настоящих лидеров общественного мнения, инициативных людей, затянув их в свои ряды. Для кандидатов — это путь к власти, причем путь тяжелейший из всех возможных. Тут уместно вспомнить законы Паркинсона, а именно — замечание про объявление о приеме на работу президента для вымышленной державы Руритании. Оно таково: "Требуется премьер-министр Руритании. Рабочие часы — с 4 утра до 11:59 вечера. Соискатель должен выдержать три раунда с чемпионом в тяжелом весе (в перчатках). По достижении пенсионного возраста (65 лет) — мучительная смерть во имя родной страны". Да, примерно с подобными сложностями (конечно, с учетом российской специфики) и придется столкнуться тем, кто видит себя кандидатом на этих выборах.
Система Советов для партий это создание альтернативной площадки, площадки в прямом смысле слова политической, если считать политикой — борьбу идей, конкуренцию проектов будущего.
Заключение
Огромное количество людей способных, самодеятельных (автор настаивает на этом термине), активных не в состоянии найти реализовать себя. Русский человек — умен, инициативен, легок на подъем, — а значит, конкурентоспособен в глобальном соревновании наций. Ему не хватает одного: свободы.
Из потешных полков юного Петра I выросла российская гвардия. Из доморощенных выборов Советов должны родиться сотни, тысячи новых гражданских лидеров — одновременно — лидеров оппозиции. Должна родиться, "прорасти" сквозь путинскую Россию новая, гражданская государственность. Миром, народами правят идеи, а не байкалфинансгруппы — эту истину не суждено понять т.н. путинской "элите". Эту истину должна понять российская оппозиция.
К сожалению, у нас не очень много времени — мы живем не на отдельной планете, а в окружении сильных, конкурентоспособных и недобрых соседей, стремящихся навязывать нам свою волю. У нас не очень много времени и потому что, как показал последний пожар во Владивостоке, "Норд-ост" может прийти в каждый дом, а "хаты", которые "с краю" и в переносном, и, к несчастью — прямом смыслах горят ничуть не хуже тех, что "в центре". А каждый погибший на экране телевизора — это еще тысяча потенциальных мигрантов из России из числа телезрителей.
Сегодня мы стоим перед выбором. Либо тупик путинских "нацпроектов" и цепь "оранжевых революций", которые приведут к распаду страны, — переходу частей России под фактический суверенитет соседей и модернизации власти в них на манер спонсоров этих революций. Либо — построение внутри путинской России гражданской власти — системы Советов с дальнейшим перехватом рычагов управления государством.
В завершение хотелось бы сказать вот о чем. Цель этого текста — не демонстрация читателю сценариев развала России и не стремление лишний раз показать убогость нашей власти. Этот текст обращен к думающему, самодеятельному населению и тем, кто считает себя публичным политиком.