Теперь, после парламентских выборов на Украине — незаконных, неконституционных и досрочных — на политическом поле страны остались всего две внятные политические силы: Блок Тимошенко и Коммунистическая Партия.
Понятна вся парадоксальность такого утверждения: если первая сила — действительно сила, которая почти выиграла выборы и, возможно, возглавит правительство, то украинские коммунисты выглядят атавизмом. Они проиграли в 90-е годы все свои решающие схватки, а, кроме того, не сумели воспользоваться плодами своих прежних побед. Еще в 2002 году они имели поддержку более чем 20 % избирателей, то в 2006 — трех, а в 2007 — пяти. Подобно своим российским единомышленникам, они известны своей вялостью, инерционностью и несовременностью.
Однако при всем этом есть некие моменты, при всей разнице КПУ и БЮТ делающие их схожими.
Обе эти силы набрали на досрочных выборах в полтора раза больше голосов, чем в 2006 году.
Коммунисты (по данным подсчета 99.95 % голосов) собрали 1 256 104, вместо 929 591 в 2006, а БЮТ на тот же момент — 7 161 467 вместо 5 652 876 в 2006 году. То есть, коэфф. успеха для первых составил 1.35, для вторых 1.27.
При этом их союзники в сравнении с прошлыми выборами выступили значительно менее удачно.
Партия Регионов получила 8 006 294 вместо 8 148 745, «Наша Украина» вместе с шедшими в прошлом отдельно союзниками получила 3 300 490 вместо 3 539 140. То есть обе эти партии фактически ухудшили свой результат: для Регионов коэффициент составил 0.98, для «Нашей Украины» 0.93. За счет того, что уменьшилась и явка, особенно в Восточных регионах, Регионы формально увеличили свой процент с 32.14 % до 34.35 %, а НУ — с 13.95 % до 14.16 %.
По понятным причинам Блок Литвина в данном случае не рассматривается.
А это значит, что предвыборная политика БЮТ и КПУ оказались более адекватны реальной политической ситуации, чем политика ПР и НУ.
Иначе говоря, это подтвердило то, что можно было отметить наблюдая политическую жизнь Украины в последние полтора два года: ПР и НУ постоянно меняют позицию постоянно лавируют, постоянно ищут компромиссы, Тимошенко и Симоненко занимают относительно последовательную позиции, стремятся к обострению ситуации, идут в фарватере логики политической борьбы.
Что на это способна Тимошенко — было понятно и раньше, что на это оказался Симоненко — оказалось неожиданностью. Но так оказалось. То есть, вопреки ожиданиям оказалось, что коммунисты могут чему то научится в политической практике, а поскольку они, с одной стороны создали себе некоторый образ относительно успешных и набирающих силу после спада, а с другой — оказались более последовательны чем ПР и имеют шанс собирать голоса их разочарованных сторонников, которых ПР обманули в 2—6 году, не выполнив ни одного из свои главных требований и обманут и в 2007-08: либо в том смысле, что вступят в коалицию с НУ, либо тем, что не реализуют свою формальную победу ни во что реальное — то к следующим парламентским выборам (да даже и к президентским) КПУ имеет шансы вернуть себе значительную часть своего прежнего электорального влияния и выйти как минимум на уровень рейтингов НУНО.
Для них существуют три варианта развития событий.
Первый, уже маловероятный, что каким-то образом удастся воспроизвести подобие антикризисной коалиции. В этом случае ПР будет исполнять роль главного сторонника компромиссов, уговаривать Ющенко, принимать его условия, договариваться с Нашей Украиной, а коммунисты — гневно протестовать против соглашений и компромиссов, грозить выйти из коалиции, требовать исполнения предвыборных обещаний. Регионы будут использовать их, пугая оппонентов их радикализмом, а они будут использовать «регионалов», доказывая избирателем, какие те студень и слизь, как они сдают избирателей — словом, уводить последних под свои знамена.
Второй, наиболее вероятный — коалицию образуют оранжевые. Тогда коммунисты окажутся «авангардом оппозиции», будут обращать против Тимошенко ее приемы борьбы, будут заставлять и подгонять регионалов (ряды которых начнут таять в результате неизбежных бюрократических перебежек в стан власти) на противостояние, борьбу и протест. Но КПУ опять окажется не только самой последовательной партией, но и авангардом сопротивления. Электорат Тимошенко в значительной степени протестный, а сама Тимошенко как Премьер может делать только одно — разлаживать экономику. Поэтому КПУ имеет шанс увести избирателей, не только разочаровавшихся в ПР, но и разочарованных в том, что Тимошенко не выполняет свои обещания.
Третий вариант — создается «Большая коалиция». Условно большая, потому что в нее не войдут ни БЮТ, ни коммунисты. Тогда картина вообще будет красочной: Коалиционное правительство Регионалов, Ющенковцев и Литвиновцев будет топтаться на месте, ссорится и ругаться по всем возможным поводам, делать шаг на восток и два на запад, а «оппозиция гремучей смеси» если и не объединится в какой-нибудь «Союз народного гнева», то на практике взаимными усилиями бывших оранжевый и красных будут заводить всю Украину, обвиняя «Коалицию примирения» во всем, чем только можно. Причем она будет делать это, перехватывая друг у друга лозунги и соревнуясь, кто сильнее лягнёт власть, которая в подобном составе даже отвечать на это лягание не сможет.
Разумеется, коммунисты могут избрать и иную позицию во всех эти трех варианта. Но они могут избрать и такую — а если они действительно научились чему-то учиться, то непременно изберут эту.
Во всех трех случаях к тем или иным следующим выборам коммунисты имеют шансы оказаться не малым довеском «Старших Братьев», а самостоятельным политическим игроком. Они конечно еще не смогут претендовать в 2009 году на участие во втором туре президентских выборов, но их голос опять может стать решающим для определения конечного итога. И уже не в качестве «малой партии» — а в качестве «Третьей силы» украинской политики.
Конечно, хотя и отмечалось, что они в последние годы политически стали более умелыми и профессиональными, это в первую очередь не их заслуга. При той политике и бездарности, которую они проявляли в первое десятилетие украинской «незалежности» — они заслуживали одного — тихо умереть, превратившись в кружок ностальгирующих пенсионеров.
Однако на Украине появилась, с одной стороны, сила, еще более слабовольная, соглашательская, трусливая и неумелая, чем была КПУ в 90-е годы, еще быстрее, чем последняя бездарно растратившая свой политический капитал. Этой силой была Партия Регионов. Каждый раз, получая поддержку поверившего в нее народа, она, с одной стороны, сама пугалась этой поддержки, а с другой тут же начинала разменивать ее на внутриэлитные компромиссы.
Трижды она могла победить — и трижды обращала в ничто свои шансы.
В 2004 году она капитулировала как раз тогда, когда в ответ на эпидемию оранжевой чумы стали подниматься низы Востока и он оказался готов к прямой схватке.
Надо было быть просто больным, чтобы имея практическую власть согласиться на явно внеконституционный «Третий тур». Надо было быть безвольным трусом, чтобы принять его результаты.
В 2006 году полной нелепостью было вступать в какие-либо переговоры с Ющенко. Вот тогда — надо было идти вплоть до новых выборов, у лучше — просто объявить любые действия Ющенко превышением власти и игнорировать его существование — как оранжевые в 2004 году игнорировали победу Януковича.
Вообще, победителем является обычно не тот, кто на деле победил — а тот, кто отказывается признать себя побежденным. Власть не дают, власть берут.
Полной нелепостью было подписание пресловутого Универсала национального единства с отказом от собственных политических требований. В демократической системе главное — не кулуарные договоренности, а сохранение поддержки масс.
Полным бредом было признание Указа Ющенко о досрочных выборах. Сколько раз заявлялось, что их не будет. Сколько раз объявлялось, что Указ противоречит Конституции. — И в итоге полная капитуляция.
И в итоге — регионалов отправили за поддержкой к избирателям тогда, когда вынудили практически расписаться в неготовности исполнять свои предвыборные обещания. Избирателям теперь просто не зачем было голосовать за ПР и Януковича: избиратель знал, что основные свои обещания они не выполнят, да и более того — что даже власть сохранить не могут, готовы отдать ее по первому требованию.
Партия Регионов показала себя тем, чем она себя показала: политической слизью, неспособной ни на что.
Правда, у нее есть и сегодня возможности ответного удара. Если ее депутаты не вступят в свои полномочия — Рада не сможет начать работать. Без мандатов Регионов там не будет необходимого числа голосов.
И тогда будут новые досрочные выборы. Да, собственному избирателю сложно будет объяснить, почему не были приняты итоги выборов. Правда, минимум одно такое объяснение существует: потому что неписанные демократические нормы требуют вручения президентом мандата на формирование правительства партии, набравшей большинство голосов.
И это, в какой-то степени могло бы сменить в глазах избирателей образ ПР как партии, которая всегда сдается, на образ Партии, которая способна идти до конца и для которой депутатские мандаты — не главное. И открыть путь к победе в следующем заходе.
Возможны и другие варианты, но все они — не в области договоренностей и соглашений — а в области реальной политической борьбы.
Но если ПР не сделает этого или чего либо подобного, тогда... чем быстрее она сойдет со сцены — тем лучше для Украины. Если оранжевые — партия злобных врагов Украины, то бело-голубые — партия трусливых предателей Украины во главе с куском студня, по недоразумению объявленным «бандитом». Любой бандит знал бы, как надо действовать в подобной конфликтной ситуации.
Чем все это закончится — сегодня сказать невозможно.
Но ясно одно: если раньше и можно было говорить как минимум о желательности сохранения государственного единства Украины, то сейчас вообще непонятно и то, зачем оно в такой ситуации нужно (чтобы сделать собственно Украину колонией Западенщины?), и то, возможно ли оно в принципе при подобных расхождениях политических симпатий двух частей страны.
Украине либо нужна сила, достаточно сильная, чтобы раздавить (не победить, а именно раздавить) оранжевую необендеровищину, либо достаточно смелая и ответственная, чтобы обеспечить отделение и освобождение собственно украинских территорий от мерзостей оранжевой Западенщины.
Что это сможет сделать Партия Регионов — не верится.
Но в любом случае Украине нужна ответственная сила, которая могла бы выразить ее реальные исторические и экономические интересы и достаточно волевая, чтобы столкнувшись с сопротивлением врага не искать с ним нелепые компромиссы, а делать с ним то, что нужно делать с врагом, который не сдается.
Потому что в реальной политике так: когда враг не сдается — его уничтожают.