В первой части нашего повествования мы поведали о разнообразных существах, имеющих отношение к политике, особливое внимание уделяя медведю. Теперь же мы спустимся ещё ниже, в самые что ни на есть изначальные воды, где водятся чудища пострашнее.
Нет, мы не о популярном Ктулху. Он, конечно, тоже существо политическое, но всё-таки пока не создал своей партии, хотя дело к тому явно идёт.
Но покамест самым экзотическим зверем, развившимся до политического символа, стал Крокодил.
Пустил его в плавание русский мыслитель и поэт Алексей Широпаев, известный своими радикальными политическими воззрениями. Радикальными даже в среде радикалов. Ибо Широпаев предлагает довольно-таки экстремальную версию русской национал-демократической идеологии.
Возможно, не все наши читатели поняли, о чём речь. Так что перед тем, как насладиться зелёным звериком, стоит немного поговорить о том, что такое русская национал-демократия и с чем её едят.
Сам термин «национал-демократия» принадлежит, кажется, Александру Севастьянову, который выпустил книгу с одноимённым названием ещё в 1996 году. Там же были обозначены и основные пункты НД-программы. В дальнейшем появилось немалое количество литературы на эту тему — упомянем труды Сергея Городникова, Петра Хомякова, того же Широпаева.Если кто-нибудь из наших читателей ничего из этого, паче чаяния, не читал, поясним: НД — это последовательно проведённый буржуазный национализм «для русских», «Жириновский всерьёз». Заявленная цель идеологии — выражение и реализация интересов русской нации. Во всех случаях, когда интересы русской нации сталкиваются с интересами чего бы то ни было, включая «Государство Российское», национал-демократ твёрдо стоит на стороне нации. При всм том русские признаются несформировавшейся нацией, а главным препятствием к её формированию считаетсято самое «Государство Российское», особенно нынешнее, имеющее откровенно антирусские черты. Но определённая часть национал-демократов крайне враждебно относится к российской государственности как таковой и считает разрушение России вполне приемлемой и даже желательной перспективой — поскольку надеются, что это освободит русских от «имперского ярма». В экономике НД — сторонники классического капитализма с некоторым влиянием консервативно-социалистических идей (типа национализации природной ренты и т.п.), в политике — приверженцы классической же демократии, понимаемой не столько как «совокупность предвыборных процедур», а именно как народоправство. Большинство НД выступают за вооружение русского народа, открытое ношение оружия, «право на восстание» (и взятие этого права явочным порядком «если что вдруг»). Что касается отношения к внешнему миру, то большинство национал-демократов — «западники», хотя постоянно подчёркивают, что отношения с реальным Западом нужно строить на фундаменте всё тех же интересов русской нации… Можно продолжать и дальше, но главное ясно: речь идёт о типичном национально-освободительном движении. В котором есть разные толки и направления, но это именно что толки и направления, а не «принципиально разные вещи».
В целом, НД — вполне внятное мировоззрение, которому автор данного текста в чём-то даже симпатизирует. «Но всему же есть граница», как говорил царь Додон. Широпаев и его круг представляют собой самую радикальную версию НД — такую, которая уже смыкается с НС, то есть с российским вариантом национал-социализма. В частности, сам Широпаев — большой поклонник Адольфа Алоизовича, эстонских эсесовцев e tutti frutti. Его перу принадлежит пронзительная строка — «День такой — день рожденья Адольфа / Это значит — на небе веселье». И всего прочего в том же духе.
Здесь опять же вставим пару копеек отдельно.
На фоне бесконечно мерзкого россиянского «антифашизма» всякое моральное негодование по поводу чьих-то «фашистских симпатий» является подлостью. Даже если они и вправду имеют место. Поэтому моё личное мнение о Гитлере, национал-социализме и прочих таких материях я оставляю при себе. Ибо, как бы то ни было, Гитлер мёртв, причём давно, а, скажем, какой-нибудь Рамзан Кадыров и прочие интернационалисты свои дела творят сейчас.
И тех, кто от отчаяния нацепляют на себя свастику — как протестный символ, за неимением другого — понять и можно, и даже нужно.
Для любителей исторических аналогий: вспомним одну книжку. «Тиля Уленшпигеля». Книжку, которую мы все читали в детстве. Там есть один любопытный момент, вполне исторический, тоже связанный с символикой. Позволю себе две цитатки:
В Хейсте Уленшпигель и Ламме смотрели с дюны, как одно за другим прибывали из Остенде, из Бланкенберге, из Кнокке рыбачьи суда с вооруженными людьми, а на шляпах у вооруженных людей, как у зеландских Гезов, был нашит серебряный полумесяц с надписью: «Лучше служить султану турецкому, чем папе»...
Тиль Уленшпигель, сын Клааса, стал искусным канониром. Надо видеть, как он наводит, как целится, как пробивает суда палачей, точно они из коровьего масла. На шляпе у него серебряный полумесяц с надписью: Liever den Turc als den Paus. (Лучше служить турецкому султану, нежели папе).
То есть: гёзы, будучи вообще-то христианами, демонстративно носили на шапках полумесяц и говорили, что «лучше служить султану турецкому, чем Папе». Для справки: полумесяц для тогдашней Европы значил примерно то же, что свастика для Европы нынешней. Тем не менее, соработников славного Тиля — кстати, националистов и демократов, — мы считаем героями, а их противников гадами. Так вот, весь так называемый «русский национал-социализм» — это нечто вроде гёзовской шапки. Все эти свастики, поклоны эсесовцам и так далее — просто способ плюнуть в лицо тварям, сидящим в Кремле и в телевизоре. Если только свастика способна испортить им настроение — пусть будет свастика. Если только лишь от имени Гитлера дрожат их пухлые подбородки — будем поминать Гитлера, плюнем его именем в рыла кремляди и россиянской «елитки».
Другой вопрос, что на самом-то деле кремлядь и елитка не так уж и боятся этих теней, чихали на свастику и на Алоизыча, и антифашистскую истерику они просто симулируют. Вот с такой точки зрения «гитлеропоклонство» критиковать и следует. Но только с этой.
Конечно, дело меняется, когда эпатирующий жест – повторяем, оправданный и законный! – заходит слишком далеко. Гёз, взаправду пошедший на службу турецкому султану, уже перестаёт быть положительным героем. Пожалуй, такого гёза стоило бы вздёрнуть на рее. Как и «русского» гитлеропоклонника, разделяющего доктрину о неполноценности славян вообще и русских в частности.
Всё это было сказано лишь для того, чтобы, зафиксировав положение Широпаева и компании относительно НД (на крайнем фланге), вернуться к теме разговора. То есть к крокодилу.
Итак, биография зверюшки. Крокодила родили в мир в январе 2007 года, когда группа радикальных НД и компания примкнувших к ним «регионалистов» провела в Новгороде «Новгородское вече». Воздержимся от обязательного в таких случаях добавления «так называемое». Мероприятие как мероприятие. Тут разве что может возникнуть вопрос, кто такие «регионалисты». Сами они себя определяют по-разному, но если коротко, то это сепаратисты, сторонники отделения от России некоторых территорий или разрушения России как таковой, с заменой на конгломерат полугосударственных образований «с вольной конфедеративной связью». Опять же, воздержимся от моральных оценок – «ах, вот у них кто в дружках». Всё, опять же, познаётся в сравнении – и это сравнение, как ни крути, не в пользу основных оппонентов Широпаева.
Итак, «вече». Как уже было сказано выше, мероприятие как мероприятие. Знаменитым оно стало из-за одного-единственного прогона. А именно — телеги о том, как лично Широпаев и один его молодой соратник, известный в сети как Яроврат, устроили церемонию вызова древнего бога-Ящера, живущего в Волхове с дохристианских времён. Оный Ящер в облике гигантского крокодила вспыл — и, по словам магов, благословил их начинания. Интересно представить себе, в чём именно выражалось это благословение… но это мы сильно забегаем вперёд.
Телега про крокодила оказалась, что называется, очень в кассу. Пожалуй, со времён курёхинского «Ленина-гриба» ни один прогон подобного свойства не вызывал такой реакции. Народ как-то прифигел — чего и добивались «маги». Надувные кроко даже стали популярны в качестве протестного символа.
В дальнейшем образ Ящера-Коркодела был многократно проинтерпретировал его поклонниками. Существует даже комьюнити, в котором постоянно обсуждается зверюшка, во всяком ключе — от пиарного до мифологического и даже мистического. Крокодила обнаруживают в самых разных мифологических системах, включая советскую - он, если кто помнит, воспет Чуковским как солнцеглот. Кстати, учитывая, что свастика является солярным символом, в Крокодиле можно усмотреть образ идеального антифашиста, борющегося с солярностью, буквально не щадя живота… Но, учитывая все обстоятельства, следует сделать вывод, что наши маги явно имели в виду что-то другое, более эзотерическое.
Эзотерикой-то мы и займёмся. Чуть позже.
(Окончание следует)