Два президента — две Украины
Политологи и политики не исключают раскола Украины. Часть западных и центральных регионов, не дожидаясь разрешения конфликта вокруг выборов, признали Ющенко своим президентом. Оппозиция уже организовала «параллельные» органы власти, которые сразу стали издавать «президентские» указы. К настоящему времени целый ряд местных советов, в том числе Киевский, перешел на сторону Ющенко.
В сложившихся условиях сторонники Виктора Януковича стали высказывать предложения о создании Юго-восточной автономии «в пределах суверенной Украины» в составе Днепропетровской, Запорожской, Харьковской и Одесской областей. Об этом, например, заявил депутат днепропетровского облсовета, гендиректор Никопольского завода ферросплавов Владимир Куцин.
Внеочередная сессия Харьковского областного совета в пятницу вечером решила создать исполнительные комитеты областного и районных советов и наделить их полномочиями органов государственной власти. Сессия обязала областные управления Госказначейства и Нацбанка приостановить перечисление средств в госбюджет. Председателю Харьковского исполкома Кушнареву поручено вести координацию действий по стабилизации общественно-политической ситуации с Верховным советом Крыма, Донецким, Днепропетровским, Запорожским, Луганским, Одесским, Херсонским, Николаевским областными советами, Севастопольским городским советом. При обострении ситуации Кушнарев должен координировать действия с этими органами власти для создания Юго-Восточной автономии.
Одесские сторонники Виктора Януковича также намерены инициировать отделение Одесской области в самостоятельный Новороссийский край, если лидер объединенной украинской оппозиции Виктор Ющенко будет признан Президентом.
Напомним, что до этого Луганский областной совет принял решение о создании автономной Юго-Восточной республики в составе Украины. Актив Донецкой области также принял решения, дающие областному совету право объявить референдум об автономии Донецкой области.
После этих громких заявлений спикер Верховной рады Украины Владимир Литвин подверг резкой критике действия депутатов Луганского облсовета. Кроме того, принятое ранее решение Луганского областного совета о создании Автономной Юго-Восточной Украинской Республики, а также об обращении к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой о признании ее Россией объявлено министром юстиции Украины Александром Лавриновичем незаконным. Похоже, что процесс федерализации Украины уже набирает обороты.
История автономии Донбасса: вспомнить все!
Идея автономии Донбасса далеко не нова. Она отметила восьмой десяток лет своего существования и вполне доказала свою жизнестойкость. И хотя из современных учебников истории складывается впечатление, что кроме УНР и ЗУНР, никаких иных республик на Украине не было, но в действительности все было иначе. Более 70 различных «республик» и «правительств» возникло на территории российской империи, в том числе на Украине. Среди них — Киевское национальное правительство Центральной Рады, Харьковское советское правительство, Крымско-татарское правительство в Бахчисарае, Одесская Советская Республика, ССР Тавриды в Симферополе. Самым крупным из этих государственных образований была Донецко-Криворожская Советская Республика со столицей в Харькове.
Как писала 1 февраля 1918 года газета «Слов’яносербський хлiбороб» № 62: «В самом ближайшем будущем в советских органах нашего края будет поставлен вопрос об образовании новой территориальной единицы, входящей в состав Российской Федерации. Предполагается образование так называемой Донецкой Республики. В эту новую республику должны войти части Екатеринославской, Харьковской губерний и Донской области, связанные меж собой в экономическом отношении. Эта территория охватит собой весь Донецкий бассейн со всеми его рудниками и шахтами. Вопрос этот далеко не новый. Он уже поднимался в виде административного объединения еще при царском правительстве».
К этому непростому решению жителей Донбасса, как и сегодня, привела крайне националистическая политика Киева. Вот цитата из известного письма председателя Луганского комитета РСДРП(б) К. Ворошилова: «Наши «украинцы» кроме ЦУРады и Киева ничего и никого не признают, а нас рассматривают как элемент, забравшийся в «чужу хату», который подлежит изгнанию. Наших доморощенных украинизаторов не смущает, что наша партия по городу на выборах в Учредительное Собрание получила из 23000 — 11345ч., а «украинцы» только 2122… Украинцы у нас хотят во что бы то ни стало украинизировать город и все его учреждения… Но беда в том, что все рабочие, украинского и неукраинского происхождения, определенно высказываются против украинизации и приходится нашим шовинистам прибегать ко всякого рода хитростям и пр.» ( газета «Правда» № 206, от 5 декабря 1917 года)
Результатом этого острого конфликта Восток — Запад на Украине было образование Донецко-Криворожской Советской республики, провозглашенной в феврале 1918 года на съезде Советов в Харькове. Большую роль в принятии этого исторического решения сыграл известный уже Артем (Сергеев), который сразу отмел все обвинения в сепаратизме. Он подчеркнул, что создание ДКР является как раз актом интеграции с другими советскими республиками, поскольку выражает приоритет экономически целесообразного самоопределения над логикой украинизации. Эта позиция была выражена С. Васильченко: «По мере укрепления Соввласти на местах республики будут строиться не по национальному признаку, а по особенностям экономическо-хозяйственного быта. Такой самодовлеющей единицей в хозяйственном отношении является Донецкий и Криворожский бассейны. В силу этого эти районы должны обладать самостоятельными органами экономического и политического самоуправления».
Эту позицию экономического принципа самоопределения поддержал популярный на Донбассе большевик Артем: «Мы не разбиваем ни единой федеративной республики, не покушаемся на национальные интересы Украины, не собираемся создавать независимую республику. Мы хотим связаться со всей страной… Националистические предрассудки погибли с Центральной Радой и необходимо создавать Советские республики не по национальному, а по экономическому принципу. Сохранение же Донкривбассейна в рамках Украины было бы несправедливо, так как этот район должен оказывать помощь не только Киеву, но и юго-востоку». То есть российским регионам, с которыми Донбасс и поныне образует одно экономическое и культурное целое.
Устойчивость социокультурной матрицы Донбасса привела к интересным историческим параллелям. Основные тезисы выступлений делегатов того исторического съезда почти дословно повторяются сегодня в заявлениях современных депутатов областных советов по всей Восточной Украине. Например, выступая 26 ноября 2004 года на Донецком общественном форуме, директор завода «Азовсталь» Алексей Белый предложил: «Области, которые приняли решение о неподчинении государственной власти, поставили себя вне закона. Таким образом, мы должны требовать от нашего государства, которое сегодня все-таки есть и существует, что в этом плане они должны жить только на свои деньги. Нужно полностью прекратить им перечисления». А вот что говорил в 1918 году тов. М. Жаков: »Донецкий бассейн совершенно не связан с Украиной. Особо большое значение и экономическое и политическое он имеет для севера, потом для Дона, а потом уже для Украины».
На днях один из современных лидеров ПСПУ Владимир Марченко в эфире телеканала «Интер» отметил, что «Донбасс кормит Украину» и поэтому «должен определять политику» в государстве. По его словам, признание рядом областных и районных советов в Западном регионе Украины Виктора Ющенко президентом Украины может привести к тому, что Крым и ряд восточных областей объявит о своем желании присоединиться к России. Сравните это актуальное телеинтервью с постановлением Облкомитета 1918 года, призывавшего пролетариат Дон-Кривбассейна: «1) требовать производства референдума по всей территории Дон-Кривбассейна; 2) в период, предшествующий референдуму, развить широкую агитацию за оставление всего Дон-Кривбассейна с Харьковом в составе Российской республики, с отнесением этой территории в особую, единую административно-самоуправляющуюся область; 3) принять деятельное участие в выборах в Украинское Учредительное Собрание как в целях пропаганды указанных выше требований, так и в целях их защиты». Как мы видим, просматривается немало общего.
Донецко-Криворожская республика
В апреле 1917 областная конференция Советов рабочих депутатов Донецкого угольного бассейна, Криворожского рудного района, Екатеринославской и Харьковской губерний создала объединенный областной комитет СРД Донецко-Криворожского бассейна во главе с Б. Магидовым. Административным центром республики стал Харьков. Территория Донецко-Криворожской республики (ДКР) была значительной — от Крыма до Курской губернии и от Днепра до Дона. На первом же заседании обкома был избран Совнарком — правительство республики, председателем которого стал Артем. Четыре министерских портфеля при этом были предложены эсерам. В республике была произведена территориальная реформа по экономическому признаку. Наркомат юстиции провел судебную реформу, введя единые формы судопроизводства. Главная роль отводилась экономической политике, проводившейся под лозунгом возрастания вмешательства государства во все сферы хозяйственной жизни. В первую очередь наркомату финансов (нарком — С. Васильченко) было поручено изыскать средства для экономических реформ правительства. Кстати, ДКР не пошла по пути национализации частных банков. Наоборот, в конце марта там, где конфискации состоялись, деньги были возвращены. Но всевозможные налоги на крупных предпринимателей Совнарком накладывал постоянно.
Главным экономическим органом республики был Южный Областной Совет Народного Хозяйства (ЮОСНХ). По тем временам он был одной из самых эффективных структур в России. Совнархоз провел большую работу по исследованию технического состояния предприятий Донбасса, выявляя нерентабельные предприятия, национализировал ряд крупных монополий. Надо отметить, что на ряде шахт, которые взял под свой контроль Совнархоз, был отмечен даже рост производительности. Созданное объединение Главсахар исследовало сахарные заводы, ввело ряд льгот для частников. Заметим, что ЮОСНХ не только не препятствовал развитию частной розничной торговли, но и брал ее под защиту от самочинных действий местных Советов.
Решение социальных проблем в ДКР было возложено на комиссариат труда (нарком — Б. Магидов), который вошел самостоятельным отделом в ЮОСНХ.. Этот наркомат ведал широким спектром вопросов: заключение коллективных договоров, установление минимума зарплаты, разбирательство трудовых конфликтов, социальное страхование, борьба с безработицей. Делами образования и культуры занимался комиссариат по народному просвещению (нарком — М. Жаков), который создал отделы народного образования при местных Советах. В марте наркомат запретил закрывать школы, ввел бесплатное образование для детей бедноты. В ДКР были открыты ряд учебных заведений для взрослых, курсы по ликвидации неграмотности, детсады, была разработана программа по созданию детских летних лагерей. Следует отметить, что в ДКР принимались меры и по расширению обучения на украинском языке: в конце февраля было доложено об открытии украинских школ в республике, в Харькове была открыта украинская гимназия. Полноценная политическая и экономическая жизнь в автономной республике успешно налаживалась. Еще 20 марта 1918 года газета «Известия Юга» с гордостью заявила: «Поскольку Украина отделилась от Советской России, — это ее дело. Мы за ней не идем… Надо на весь мир крикнуть, что донецкий пролетарий не считает себя входящим в Украинское государство».
Рука Москвы
Однако реакция Москвы, как и во все времена, была двойственной и противоречивой. 17 февраля 1918 года тогдашний председатель ВЦИК Я. М. Свердлов отбил срочную телеграмму: «Отделение считаем вредным». А уже 18 фев.(3 марта) в Харьков пришло официальное письмо из Секретариата ЦК РСДРП(б):»Уважаемые товарищи!.. Приветствуем вас за ту последовательную линию, которую вы провели при формировании СНК». Как видно, «многобашенность» — это не новое изобретение современных кремлевских политиков, а онтологическое свойство самих стен Кремля.,
Ленинский совнарком попытался вполне прагматически использовать новорожденную ДКР как временный барьер на пути западной агрессии. Это связано с тем, что германское наступление, начавшееся 5(18) февраля 1918, поставило первым вопросом на повестку дня спасение Советского правительства любой ценой. Слабые красногвардейские отряды, даже объединенные в Донецкую Рабочую армию, не могли остановить железную поступь рейхсвера. Однако своим отчаянным сопротивлением они на целый месяц задержали немцев. Только в начале мая остатки Красной Армии Донбасса, объединившиеся с Луганскими отрядами Ворошилова, были вытеснены немцами с Украины.
Владимир Ленин, верный в душе своим союзническим обязательствам перед немецким генштабом, сделал вполне определенные выводы. Он написал 14 фев. (1 марта) 1918 чрезвычайному уполномоченному СНК на Украине Орджоникидзе: «Что касается Донецкой Республики, передайте товарищам Васильченко, Жакову и другим, что как бы они ни ухитрялись выделить из Украины свою область, она, судя по географии Винниченко, все равно будет включена в Украину, и немцы будут ее завоевывать».
И даже когда бои с немцами велись уже у Харькова, СНК ДКР объявил 7 апреля свой протест продавшейся западным штыкам Центральной Раде: «Мы заявляем, что Киевское правительство не может ссылаться, завоевывая нашу Республику германо-австрийскими штыками, ни на какие исторические и другие права, кроме права на завоевание»… Но в ту же ночь немецкая армия ворвалась в Харьков, и правительство ДКР с боями покинуло столицу с последним отрядом из 300 бойцов.
В конце апреля 1918 года бойцы Красной Армии Донбасса отступили в соседнюю Донскую республику, с ними ушло и правительство ДКР. Борьба за Донбасс переместилась с полей сражений в кабинеты, где велись упорные споры о принадлежности угольного бассейна. Россия и Украина пытались любой ценой доказать правомерность своих притязаний на экономически важный регион. Поскольку восточные границы Украины так и не были определены, то по спорным территориям решено было прибегнуть к референдумам среди местного населения. Известно, что 27 августа 1918 г. Россия и Германия подписали договор, 12-я статья которого гласила, что Донбасс является временно оккупированной немецкой территорией, и даже сохраняла за Россией право добычи донецкого угля.
Но уже в конце 1918 года, когда немцы покинули Украину, на освобожденных землях вновь встал вопрос о суверенной ДКР и ее отношении к Украине. На этот раз большевики сразу позабыли свое обещание о референдуме. Они заняли однозначно жесткую позицию по отношению к мнению донбассовцев. Ленин объяснил это тем, что для большевиков «вопрос о границах государств — вопрос второстепенный, если не десятистепенный», и призвал русских большевиков «быть уступчивыми при разногласиях с украинскими коммунистами-большевиками и боротьбистами, если разногласия касаются государственной независимости Украины, форм ее союза с Россией, вообще национального вопроса».
Итогом подобных интернационалистских призывов Ленина стало постановление Совета Обороны от 17 февраля 1919 года: »просить тов. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса». И «тов. Сталин» блестяще выполнил этот приказ, будучи мастером на всевозможные «уничтожения». Назначенная на 20 февраля 1919 года Донецко-Криворожская областная партконференция была запрещена. Через несколько дней был подписан договор между Россией и Украиной, по которому большая часть ДКР без всякого референдума отходила последней. Так насильственными действиями «сверху» была ликвидирована Донецко-Криворожская республика. Хотя еще в 1920 г. известный большевистский деятель Н. Скрыпник писал, что Донбасс — «одна из главных трудностей нашей работы на Украине». По данным современных историков, устремления донбассовцев к автономии имели место вплоть до середины 20-х годов.
Однако, как мы видим, исторический опыт борьбы за авттономию и вкус к независимости никогда не проходит бесследно. Сложившаяся субидентичность постоянно проявляет себя в истории, воспроизводя устойчивую социкультурную матрицу. Она настоятельно требует разрешения скрытого конфликта в условиях кризисной ситуации. Поэтому сегодня лучшим выходом для свободолюбивого Донбасса было бы проведение открытого демократического референдума, взамен плебисцита, украденного большевиками в 1919 году у жителей Донецкого бассейна. На этом демократическом свободном волеизъявлении и мог быть окончательно решен вопрос о границах и степени автономии самодостаточной Юго-Восточной Украины.