В последнее время я часто бываю в Москве в связи с организацией Российского отделения «Беад Арцейну» и много общаюсь с российскими евреями.
И мне, как наверное, каждому убежденному сионисту, возвращающемуся из поездок на историческую Родину с Родины доисторической, часто задают вопрос: «Каковы настроения среди евреев России, в связи с усилением националистических настроений и общим "завинчиванием гаек"? Каковы их планы "на отъезд"? Как пишут СМИ, гайки там закручиваются, антисемитизм растет - почему же евреи не едут?».
Вопрос этот я переадресовал активистам молодежного московского отделения «Беад Арцейну» и их родителям – и вот какая картина получилась:
Первой была названа причина:
Арабы. Зачем уезжать из нееврейской России, где жизнь привычна и налажена - что бы жить бок о бок с арабами? Тем более, что правящие круги Израиля открыто провозглашают курс на создание «государства всех граждан», а не «еврейского государства» - в государстве всех граждан российские евреи и так живут. Последние события, в первую очередь разрушение поселений, кадры избиений евреев еврейской полицией в Амоне вообще вогнали многих в состояние шока – получается, что единственная страна, в которой происходят еврейские погромы – это Государство Израиль. Российским евреям трудно понять это.
Несколько человек упомянули также, что сейчас, усилиями Сохнута, значительная часть новых репатриантов, уезжающих в Израиль из стран СНГ, составляют неевреи, причем понять, в чем заключается связь с еврейским народом этих новых граждан еврейского государства простому российскому еврею невозможно. Как сказал мне один молодой человек: «Я был в посольстве недавно и посмотрел на лица этих новых олим (репатриантов). Извините. Но если это евреи – то я вообще китаец! Общего у меня с ними нет ничего. Хватит мне быдла тут, но терпеть этих типов еще и в Израиле??».
Складывается впечатление, что национально ориентированные российские евреи постепенно перестают воспринимать Израиль как еврейское государство, государство еврейской мечты.
Вторая причина – экономическая ситуация. Среди людей старшего поколения она, пожалуй, даже первая причина «неотъезда». Молодежь считает, что в России можно более полно реализовать себя – будь то в области бизнеса или в профессиональной области. Пожалуй, единственная группа, которая все же не считает, что смогут реализовать себя в Российской Федерации – это те, кто твердо решил заниматься наукой. От былой ее популярности в России мало что осталось, ученые получают гроши, фундаментальные исследования свертываются, а среди населения (Москвы уж точно) царит «голимый культ денег» - но именно среди еврейской молодежи тех. для кого «деньги - это «не главное», все еще хватает. Но и они в первую очередь связывают свое научное будущее с Европой и Америкой, а не с Израилем. И это как раз странно – Израиль ведь ведущая научная и технологическая держава. Тут Израилю есть чем гордиться. Но эта сторона израильской жизни совершенно неизвестна российским студентам-евреям – сказывается чудовищно неэффективная работа российских представительств Сохнута и прочих подобных организаций.
На содержание аппарата Сохнута тратятся колоссальные деньги, собранные еврейством Диаспоры – но именно аппарата, сидящего в Израиле, местные сотрудники получают гроши. «Получить какую-либо нужную информацию из Сохнута про жизнь в Израиле – просто невозможно» - это мнение одной москвички. «Это же надо специально учиться, что бы так не рассказать ничего важного в разговоре! Прямо какие-то Штирлицы» – студентка, пытавшаяся выяснить в Сохнуте про возможность продолжения учебы в Стране предков. Но те, кто связан с российским «Беад Арцейну» - это все не типичная московская публика, это люди изначально национально- ориентированные. Однако таких среди московских «лиц еврейской национальности» явно не большинство.
В деятельность еврейских организаций в той или иной форме включена очень небольшая часть еврейской молодежи. Молодежные отделы или пустуют или просто закрываются – никто не ходит. Никакой «захватывающей сердце» пропаганды «за еврейство» или «за Израиль» на проводящихся официальных мероприятиях просто не ведется. Израиль для тусующихся вокруг официальных структур молодых людей – просто еще одна страна на юге, один из возможных, не самых предпочтительных, вариантов «где жить». Редкие дискотеки по еврейским праздникам – единственное, куда молодежь хоть как-то ходит.
Официальное еврейство совершенно не креативно, лишено даже подобия драйва, насквозь казенно - все это вызывает даже не чувство скуки, но просто полного равнодушия.
Единственно, что в Москве хорошо поставлено – это распределение помощи малоимущим пенсионерам. Все-таки, благотворительность была краеугольным камнем еврейских общин на протяжение двух тысячелетий Изгнания, живущие в Америке и Европе евреи (в большинстве никак с Россией-СССР не связанные) охотно жертвуют деньги «на помощь братьям», в Россию они передаются через структуры типа ДЖОЙНТа и религиозные организации.
Интерес к религии и прочей «духовности» у московских евреев высок. Самые экзотические секты, самые редкие (не говоря уж о статусных) христианские деноминации – полны «лиц еврейского происхождения». Крестится евреев много. Но на лекции, проводимые официальными еврейскими религиозными структурами, приходят максимум несколько десятков человек. Какая-то жизнь имеется лишь в «самодеятельных» общинах и организациях, не связанных с официальным московским еврейским истеблишментом, да в самоорганизовавшихся и самофинасирующихся общинах грузинских и горских евреев (горские – аж в двух экземплярах), действующих в помещении Хоральной синагоги. Но выполняют они, в первую очередь, функции землячества и бизнес-клуба.
Конечно, имеются и исключения, как же без них – но типичные «духовные окормители», раввины и лектора, местные и приезжающие из Израиля, которых можно встретить в московских синагогах, производят довольно странное впечатление. Я попытался представить себя полностью ассимилированным московским евреем, впервые пришедшим в синагогу – и понял, что через полчаса общения с этой публикой просто сбежал бы навсегда. Ощущение поной занафталиненности и самодовольной неадекватности. И тема про Израиль, про центральное религиозное значение Земли Израиля в иудаизме, про необходимость алии – в большинстве случаев просто «отсутствует как класс». Также, как отсутствует иудаизм в интеллектуальном пейзаже современной России.
Люди постарше говорят, что их пугает в Израиле в первую очередь неопределенность. У практически всех москвичей есть свои квартиры (оставшиеся от покойной Советской власти). В Израиле квартиры не купишь – это всеобщее убеждение. Иврит для нормальной работы за полгода оплачиваемых курсов в ульпане не выучишь. Через год пособие вообще кончается – и дальше полная неопределенность. А как учить детей, что со стариками? Многие отмечают, что нет «плана абсорбции» - если бы четко знать, что получишь кредит на профессиональную переподготовку, на обучение детей, на покупку жилья – было бы легче решиться на отъезд. Ну и смешанные браки, «якоря» в виде нееврейской родни тоже не способствуют алие.
Что же до пресловутого «закручивания гаек», то москвичи, тем более жители провинции, не ощущают его. Да, политические передачи на ТВ все более становятся похожи на брежневские – ну так что ж, альтернативных источников информации хватает. На экономической, да и просто повседневной жизни это не сказывается. К Путину и к «режиму» российские евреи относятся с доверием – хотя еврейская молодежь все же весьма заметна во всяческих радикальных организациях – вплоть до нацболов и русских ультра-националистов. Русский национализм тоже не ощущается российскими евреями как реальная угроза. Точнее – сообщения СМИ о «русском фашизме» - в реальной жизни его мало кто видел. Разговоры эти вызывают некоторое беспокойство, скорее на уровне подкорки – но все же направлен русский национализм на «южан», а от этнической преступности и прочих следствий нелегальной миграции евреи страдают также, как и прочие жители столицы. Как сказала мне одна «еврейская мама»: «Про нас «они» тоже не забудут, но я за свою жизнь уже столько пережила, как-нибудь выдержим и в случае нового завинчивания гаек».
В общем, в современных условиях единственная возможность для Израиля вновь получить освежающую волну еврейской репатриации из России - это радикально измениться. А для России избавиться от своих евреев – радикально ухудшиться.
Автор - председатель Международного Гиперсионистского Движения «Беад Арцейну» («За Родину!»).