Одна из зарубежных авиакомпаний обратилась с письмом в транспортную прокуратуру России с жалобой на коррупцию и вымогательство со стороны ряда российских служб и компаний в аэропорту Внуково. Как показало расследование, в самом популярном для бизнес-авиации аэропорту свои порядки установили оффшорные структуры Виталия Ванцева и Дмитрия Купцова.
На российском рынке авиаперевозок идет процесс сокращения числа авиакомпаний и монополизации наземного обслуживания. С 2003 по 2012 год количество кресел, выставленных российскими авиакомпаниями на рынке, увеличилось более чем вдвое — с 41,4 млн до 95,5 млн единиц, а количество российских авиаперевозчиков, выполняющих коммерческие рейсы, с 2003 по 2010 год уменьшилось с 232 до 151 компании. Такие цифры привел 10-м форуме «Крылья России» глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев. В 2011–2012 годах авиационная администрация аннулировала еще 44 сертификата эксплуатанта.
Испортить бизнес конкуренту. Навсегда
Если количество самолетов авиакомпаний в воздухе пока еще позволяет говорить о конкуренции за пассажиров, то на земле монополизация идет гораздо более быстрыми темпами. Аэропорты переходят в частные руки, а их владельцы обычно уже являются собственниками обслуживающих компаний, создают свои авиакомпании и компании-операторы деловой авиации. В результате для «своих» рейсов создаются льготные условия, а сторонние компании «отжимаются» от бизнеса. Самолетам «чужих» компаний, например, могут не предоставить запрашиваемое время взлета-посадки, заставить лишние полчаса поболтаться в небе, расходуя впустую горючее, затянуть до неприличия время межрейсового обслуживания воздушного судна, а то и прямо не допустить конкурентов к выполнению «выгодных» рейсов. Существует множество различных способов «испортить» бизнес конкурирующему авиаперевозчику, после чего единственные операторы в аэропорту назначают цены на свои услуги «с потолка». Соответственно, и цены на аэропортовый сервис в Москве в три-четыре раза выше, чем в Европе. Особенно это касается бизнес-авиации.
Ситуация стала настолько вопиющей, что Международный олимпийский комитет в конце прошлого года, побывав в Сочи, был вынужден обратить внимание правительства на создание в российских аэропортах, наиболее востребованных для бизнес-авиации, монопольных схем, в результате которых сборы за обслуживание повышаются в десятки раз. Безнаказанность монополий в России приводит к совершенно диким случаям ущемления интересов пассажиров.
Наиболее известен случай в сочинском аэропорту в августе 2011 года, когда руководитель Российского космического агентства Владимир Поповкин из-за саботажа экс-гендиректора «Базэл Аэро» (компания, обслуживающая аэропорт Сочи) Сергея Лихарева по предварительному сговору с бизнес-структурами бизнесмена Дмитрия Купцова провели «воспитательный процесс», в результате которого пассажир был вынужден взбираться в самолет по стремянке, а потом полтора часа ждать взлета. Монополистов не испугал даже уровень VIP-пассажира! Поповкину помог только звонок руководителю Федерального агентства воздушного транспорта.
Весь операторский рынок деловой авиации России на 90% принадлежит двум компаниям − «Русаэро» и «Аэротрансу», а в каждом аэропорту самолеты караулит свой обслуживающий монополист (хэндлинговая компания). В апреле 2011 года по заявлению оператора деловой авиации ЗАО "Стримлайн ОПС" было возбуждено антимонопольное дело в отношении ОАО «Омский аэропорт», который отдал монопольное право на обслуживание деловой авиации ОАО «Центр производственно-диспетчерских услуг гражданской авиации «Аэротранс» (против «Аэротранса» также велось антимонопольное разбирательство).
«Стримлайн» столкнулся с сопротивлением обслуживанию своих рейсов не только в Омске, но и в других городах России (по информации ЗАО «Стримлайн ОПС», монополизация услуг по наземному обслуживанию деловой авиации имеет место быть в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Анапе, Геленджике). Еще раньше с рынка был выдавлен оператор деловой авиации «ИстЮнион».
Сейчас в правительстве идет обсуждение схемы реформирования Московского авиационного узла (МАУ) путем объединения аэропортов Внуково и Шереметьево. Эксперты обсуждают все детали схемы, кроме вопроса монополизма наземного обслуживания. В новой компании частные владельцы аэропорта «Внуково» могут получить до 40% акций, что фактически позволит им контролировать два аэропорта и применить в них уже отработанную во «Внуково» схему извлечения монопольной прибыли.
Внуково-3 убыточно?
Во «Внуково» обслуживанием бизнес-джетов занимается монополист − компания «Виппорт», владельцами которой являются основной частный акционер всего аэропорта Виталий Ванцев (51%) и Дмитрий Купцов (49%). Последний является основным акционером (58%) в работающем в Москве и многих региональных аэропортах оператора деловой авиации «Русаэро». Структуры Купцова вытеснили из «Внуково» всех других операторов деловой авиации, заставляя авиакомпании не очень чистыми методами переходить к ним на обслуживание. Способов для этого достаточно. Можно заставить пассажиров от «конкурентов» ждать по нескольку часов приема уже прилетевшего борта, сославшись на отсутствие трапов. Можно «поставить компанию на деньги»: стоимость временной стоянки в порту давно уже превысила пределы разумного, а если пустое судно захочет улететь, спецпрайс для него – 3000 евро, что просто невозможно ни в каком другом порту мира. Можно выкручивать руки клиенту, торгуя слотами (временными промежутками прилёта-вылета) – предлагая лучшее и удобное время своим и отказывая в принятии борта в запрошенное время «чужим». При этом сам оператор не имеет возможности манипулировать временем, эта деятельность находится в юрисдикции самого аэропорта. Но имея в акционерах владельца Внуково, «Виппорту» это не составляет особого труда. В последнее время все чаще авиакомпаниям, которым досаждают нерыночные условия работы во ВНК-3 и у которых появляется желание сменить обслуживающего оператора, угрожают серьезными проблемами, причем не только во ВНК-3, но и в других аэропортах, где реализована оффшорная схема работы бизнес-структур Дмитрия Купцова.
Благодаря близости к Москве популярность «Внуково» среди пассажиров бизнес-джетов позволяет «Виппорту» держать монопольно высокие цены на виртуальные дополнительные услуги наземного обслуживания − вдвое против цен «Шереметьево» и «Домодедово» (5000 евро против 2800 евро). При этом вся операционная деятельность компаний Купцова в России ведется через «РусАэро», а финансовые потоки идут через оффшорную компанию Shennon Air. Клиент договариваясь с «РусАэро», а получает счета от Shennon Air. В результате весь «золотой ручей» от обслуживания в ВНК-3 утекает в карманы одного человека, государство ежегодно недополучает сотнимиллионов рублей налогов, а «Виппорт» ежегодно показывает близкую к нулю прибыль или убытки.
Виталий Ванцев заявляет об увеличении на 50% потока обычных пассажиров во Внуково на следующий год за счет сокращения бизнес-рейсов, которые якобы собираются перевести в аэропорт «Кубинка». Сокращать количество бизнес-рейсов планируется с помощью «значительного повышения тарифов». Но Кубинка заработает не ранее 2014 года, все эти годы пока владельцам «Виппорта» гарантирована оффшорная сверхприбыль, так что, скорее всего, обычным пассажирам придется потесниться.
Вслед за «Внуково», естественно, поднимут цены «Домодедово» и «Шереметьево», и Москва войдет в число самых дорогих городов мира не только по стоимости гостиниц, но и по стоимости деловых авиаперелетов.
Монополизм хэндлинговых компаний и аффилированных с ними операторов деловой авиации ведет Россию к средневековым порядкам: в «своем» аэропорту «свой» борт будет обслужен быстро, а тот же самолет в «чужом» аэропорту «чужой» компанией будут обслуживаться часами.
На беспредел монополистов во Внуково пожаловался руководитель одной из зарубежных авиакомпаний. В письме в транспортную прокуратуру России он описывает, как самолет компании, выполнявший рейс Брюгге-Москва-Рига, столкнулся с беспрецедентными фактами вымогательства во Внуково-3. «Нам всячески пытались сорвать рейс: задерживали высадку пассажиров, подачу трапов» - говорится в письме. От сотрудников оператора комплекса деловой авиации менеджеру рейса поступило предложение фальсифицировать документы с целью завышения стоимости расходов самолета в аэропорту с последующим "откатом". В результате вылет борта из "Внуково" в Ригу обошелся компании в дополнительные 3000 евро поборов.