К сожалению, как стало известно, президент Медведев отдал приказ о прекращении действия российских войск по принуждению грузинского режима к миру.
Выглядит пока это не то нелепостью – не то прямым предательством. Еще недавно Россия и устами министра иностранных дел, и устами того же Медведева заявляла, что непременное условие прекращения огня – не только отвод агрессором своих войск на позиции, с которых невозможно вести обстрел Южной Осетии, но и подписание юридически обязывающего документа об отказе Грузии от применения силы в будущем.
Собственно говоря – и это были весьма недостаточные и щадящие условия.
Приказ Медведева о прекращении операции означает, что войска агрессора отведены не только с территории ЮО, но и с тех позиций, с которых они вели обстрел республики? И означает ли он, что представители страны-агрессора подписали соответствующее заявление?
Если подписали – наверное, логично было сначала услышать о его подписании. Помнится, в 1945 году сначала было объявлено о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии, - и лишь из этого делался вывод о прекращении войны. Война заканчивается подписанием некого обязующего документа побежденной стороной, а не приказом о прекращении действий против агрессора. Если агрессор уничтожен – значит не нужен никакой приказ о прекращении действий против него. Если он продолжает существовать – такой приказ является предательством. Если он прекратил военные действия – он должен это опять-таки подтвердить подписанием соответствующих обязательств.
Если никакие обязывающие документы не подписаны и агрессор не уничтожен – никакие заявления, что он наказан, – не имеют смысла. Если условия, поставленные официально Россией, саакашвиливской стороной не выполнены, а Россия боевые действия прекратила – значит, не Россия принудила агрессора к выполнению своих требований, а агрессор принудил Россию прекратить боевые действия против него.
На этом фоне слова Медведева о том, что Россия выполнила поставленные перед ней цели – пустая болтовня. Цели России заключались в обеспечении мира на Кавказе.
Обеспечение мира на Кавказе невозможно, если просто отбита очередная атака агрессора – и уже не первая. Обеспечение мира на Кавказе, безопасности Южной Осетии, безопасности граждан России, проживающих на территории Южной Осетии (и Абхазии) требовало а) уничтожения военного потенциала агрессии – то есть разгрома армии агрессора, ее разоружения и уничтожения военной инфраструктуры агрессора, и б) уничтожения политического потенциала агрессии – то есть уничтожение той политической силы, которая вынашивала идею агрессии и направила военные подразделения на ее осуществление.
Кроме этого, вообще-то, Медведевым было обещано, что виновные в агрессии и совершении военных преступлений будут наказаны. И даже чуть ли не предстанут перед судом.
Что мы видим сегодня?
Военный потенциал Грузии не уничтожен. Армия сохранена.
Политическая власть инициаторов агрессии – сохранена.
Лица, отдававшие преступные приказы – не только не наказаны – но остаются на своих властных постах.
О каком окончании операции можно говорить?
Если о прекращении чего-то говорить и можно – то это об исчерпании воли российского руководства к сопротивлению агрессии. О его политической капитуляции перед дипломатической и информационной агрессией США и их сторонников.
И из этого все мировые политические силы сделают вывод о том, что Россия по-прежнему неспособна – в первую очередь в волевом отношении – к защите своих национальных интересов.
Практически, получилось, что главным врагом России оказалась не военная агрессия Саакашвили. И даже не дипломатическая агрессия стран Запада. Главным врагом оказалась пресловутая идея восстановления статус-кво и нераспространения действий российской армии за пределы собственно Южной Осетии.
Как будто можно убитых сделать живыми, сожженные деревни – не сожженными, разрушенный Цхинвали – целым, расстрелянные и обрушенные дома – вновь пригодными к проживанию.
Конечно, Цхинвали будет восстановлен. На деньги и за счет России. То есть – за счет ее и так не слишком обеспеченных граждан. И готовность России пойти на эту помощь – делает ей честь. Но почему мы не ставим вопрос о том, что платить за восстановление разрушенного, за утраченное гражданами ЮО имущество – и за полученный ими моральный вред от потери близких, убитых бандитами Саакашвили – должно нынешнее правительство Грузии? Пусть Грузия платит.
Вообще, если на то пошло, что такое статус-кво?
Что вообще значит «статус-кво»? Восстановление того положения, которое существовало до конфликта?
Но когда начался конфликт? Конфликт начался более пятнадцати лет назад, как естественное следствие раздела Советского Союза.
Нужно понимать так, что США и страны Запада, а также их сторонники внутри России, говоря о статус-кво, имеют в виду, если и не полное восстановление СССР, то возобновление такого положения вещей, когда Россия и Грузия входят в состав единого Союзного государства, а Южная Осетия и Абхазия являются автономиями в составе последней? Хорошая идея. Пусть только США уговорит на это Грузию. А затем – и Осетию с Абхазией.
А поскольку речь идет не об этом – идея статус-кво означает, что каждый должен остаться при своих, – как было до 7 августа. Не говоря о том, что это невозможно – (убитые не станут живыми, Цхинвали не станет целым) – это вообще аморально.
Значит, можно прийти на чужую территорию, поубивать, пожечь, побомбить – а когда тебе дали отпор – посмеиваясь, уйти обратно? И не получить воздаяния?
А как можно покарать преступников, отдававших приказы об убийстве мирных граждан и уничтожении мирного города и мирных сел – не отстранив их от власти, не проведя следствия по их действиям и не придав их суду? А для этого – осуществив их физическую изоляцию?
А как можно осуществить физическую изоляцию и устранение преступников от власти, не взяв под контроль их территорию, не разрушив их военную инфраструктуру, не разоружив их войска?
Да никак.
Медведев просто бредит наяву, говоря, что он обеспечил безопасность мирных граждан.
Его решение остановить российскую армию будет иметь следующие абсолютно предсказуемые последствия.
Сакашвили сделает вовсе не тот вывод, что нужно отказаться от своих агрессивных намерений в отношении непризнанных республик, в отношении России и в отношении вступления в НАТО.
Он сделает вывод, что просто недостаточно подготовился к агрессии.
Так было с противостоянием Верховного Совета России и Ельцина: последний трижды – в декабре 1992 года, в марте 1993 года и в сентябре 1993 года – делал попытки государственного переворота и свержения высших органов власти России. Первый и второй раз эти попытки провалились – но Верховный Совет каждый раз шел на мировую, не добивая Ельцина. На третий раз Ельцин, сделав необходимые выводы, осуществил более тщательную подготовку и уничтожил Верховный Совет, Съезд, и Конституцию страны.
Саакашвили уже два раза пытался захватить Южную Осетию. Два раза получал отпор – хотя каждый раз для отражения агрессии приходилось делать все большие усилия. Во второй раз он не учел, что Россия и впрямь придет на помощь осетинам. В третий раз – учтет. Но не в том смысле, чтобы и не пытаться нападать – а в том смысле, чтобы нападать эффективнее. Либо так, чтобы российские войска не успели подойти, либо так, чтобы успешно им противодействовать.
Сегодня Саакашвили не получил военной помощи своих союзников. В следующий раз он ею заручится.
Наступил не период мира на Кавказе – наступил период подготовки Саакашвили к новой войне. И она окажется более длительной и более кровавой.
И вина за эту будущую большую войну – которая может оказаться войной в значительно более сложных условиях для России, и войной не только с саакашвиливским режимом, но и другими странами – вина за эту войну, за будущую кровь, за будущие разрушения – на тех, кто сегодня останавливал Россию, кто не дал ей обеспечить мир на Кавказе, кто пропагандировал подлую идею статус-кво и ограничения действий территорией Южной Осетии. И в первую очередь – на президенте Медведеве.
Строго говоря – это значительно хуже того, что в Семилетнюю войну сделал Петр Третий, вернув русские войска из разгромленной Германии и заключив с ней союз.