С кудрявой головой

Давненько уж не читывал ничего положительного о Ленине. Не в смысле апологетики вождя мирового пролетариата — это-то на рынке представлено. Положительного в простейшем, исходном смысле — не как о политике, а именно как о человеке, с ручками, с ножками, с какими-то симпатичными чертами характера. Пожалуй, ничего такого мне не попадалось со времен раннего детства и «общества чистых тарелок». Где Ленин был маленький, с кудрявой головой, и никого не обижал, а только хорошо кушал и слушался маму и папу. Образ симпатичный, но несколько инфантильный.

А тут пожалуйста — новый роман Виталия Данилина (под этим псевдонимом скрываются Виталий Бабенко и Даниэль Клугер) из серии «ПреступЛЕНИНиана». Скажем сразу: название — это совсем не про то, о чём вы, начитавшись Солженицына, подумали.

Впрочем, сначала о ТТХ текста. Роман называется загадочно и кокетливо, несколько в стиле Луначарского: «Четвертая жертва сирени». С точки зрения стилистики текст представляет собой тщательную, скрупулёзную стилизацию под прозу XIX-го века.

– Знаем! — перебьёте вы, — читывали мы этакое! Взять, к примеру, того же Акунина!

Акунина-то брать можно. Но все-таки проза Данилина на порядок филологически и исторически точнее, чем Акунин. К тому же вместо вымышленного — и, чего уж греха таить, достаточно картонного — Фандорина на сцене появляется новый сыщик.

Здесь мы сделаем небольшую перебивку. После успеха Фандорина (снявшего кассу) и менее громкого, но вполне рыночного одобрямса нескольких его клонов, родилось прелюбопытное явление — а именно, скрещивание жанра исторического детектива с жанром альтернативной истории. Гибрид не то чтобы совсем новый и оригинальный, на Западе есть аналоги. Но, похоже, только в России, с её неугасающим интересом к альтернативности (порождённой, в свою очередь, постоянными сожалениями об исторических ошибках и упущенных возможностях — «ах, если бы тогда!») этот жанр вышел за пределы элитных литературных экспериментов и пошёл в массы.

Чтобы не ходить далеко за примером, упомяну роман Бушкова «А.С. Секретная миссия». Там у него в качестве Фандорина фунциклирует лично Александр Сергеевич Пушкин, русский поэт, который, по романной версии, на самом-то деле был серьёзным человеком, работал на сверхсекретную Особую экспедицию III отделения и занимается расследованием мистических преступлений. В частности, Пушкин избавляет мир от другого поэта, лорда Байрона, продавшего душу дьяволу, а потом ценой жизни спасает императора Николая Павловича, которого чуть было не грохнула ожившая статуя. Увы, император вынужден замаскировать смерть русского Ван Хельсинга под дуэль с каким-то французом, дабы не накалять страсти…

Что ж, Пушкин-детектив — это, конечно, круто. Но Виталий Данилин переплюнул Бушкова. И по качеству текста, и по задумке.

Знакомьтесь: новый литературный герой в стиле Шерлока Холмса. Владимир Ильич Ульянов (его тогда еще не звали Лениным).

И в самом деле. Недоучившийся студент-юрист, несомненно обладавший мощным аналитическим умом — почему бы ему не распутывать преступления?

Этот роман — не первая история об Ульянове-детективе. Первый роман серии назывался «Двадцатая рапсодия Листа», и там мы познакомились с еще очень молодым Ульяновым. К новому роману (он носит загадочное название «Четвертая жертва сирени») действие перемещается в Самару 1890-го года, где будущий вождь мирового пролетариата пребывает под строгим полицейским надзором. Тут-то и разворачивается мистерия в духе Арсена Люпена, столь любимая читателями полицейских романов (как их называли в 19-м веке). Загадочные убийства, тайные знаки, невинно обвиненные брошены в темницу, и только срочное вмешательство может их спасти…

О плюсах и минусах романа. Плюс: Клугер и Бабенко относятся к своему делу вдумчиво, я бы сказал — въедливо. Если действие происходит в Самаре — ими будут изучены карты старой Самары, костюмы дворников, чиновников и полицейских, меню ресторанов и трактиров… Все будет натуральным. Чего вы хотите от детектива? Нескольких часов захватывающего чтения? Оно вам гарантировано.

Есть и минус, по части исторической правды. Ульянов-сыщик все же мало похож на кровавое чудовище, разрушившее Россию. Романный Ульянов читает Константина Победоносцева и говорит, что не доверяет рабочему классу.

Я не могу этого не подтвердить, ни опровергнуть — не был лично знаком с молодым Ульяновым, а все оставшиеся воспоминания, сами понимаете, уничтожены либо фальсифицированы. Но чуется мне, что молодой Ленин был такой же сволочью, как Ленин старый. Достаточно почитать «Мою маленькую Лениниану» Венедикта Ерофеева. Если же говорить о глубине погружения в психологию Ленина, то, пожалуй, лучше всех это сделал Александр Солженицын в главах «Красного колеса», именуемых «Ленин в Цюрихе» (главы эти неоднократно издавались общей подборкой). Впрочем, тут еще дело в жанре. Детектив — жанр консервативный, охранительный. Шерлок Холмс, комиссар Мегре, майор Пронин — все они защищают порядок, а не стремятся его ниспровергнуть. Трудно представить себе сыщика-революционера. Так что если бы Александр Исаевич вдруг засел писать детектив, то и у него — инерция жанра — Ленин превратился бы в стойкого защитника существующего правопорядка. Хотя, если бы Солженицын взялся за детективы, вряд ли у него Ленин стал бы сыщиком…

Впрочем, взглянем на вопрос с другой стороны. Ни Бабенко, ни тем более Клугера невозможно заподозрить в самой минимальной симпатии к коммунистическому режиму. Поэтому они могут себе позволить «поиграть» с образом Ленина, придавая кровавому монстру человеческие, даже вполне приятные черты. Собственно, по состоянию «на сегодня» коммунизм мертв, и вряд ли стоить тратить чернила на убеждение читателя в обратном. А тех же, кого не убедили 70 лет советской истории, не убедишь уже ничем.

Итого. «Четвертая жертва сирени» — попытка воссоздать высококачественную прозу XIX-го века. Причем в жанре полицейского романа — там, где качество прозы, как казалось, вполне может искупиться сюжетом. Попытка удалась, детектив захватывает. А что Ленин не очень похож — так мало ли мы видели непохожих Лениных на привокзальных площадях советских республик?

Страшный сон кончился. Хотелось бы верить, что навсегда. И про Ленина наши внуки будут знать только из детективных романов Данилина. Ну и еще про то, что у этого давно забытого исторического деятеля была кудрявая голова, за что его путали с известным сыщиком Пушкиным.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram