1. Для вечно колеблющегося Ющенко Указ о роспуске Верховной Рады — это, видимо, мужественный поступок.
2. Ющенко выбирал между сценарием «политического харакири» и «конституционного гриля». Первый вариант развития событий («харакири») выглядит так: президент распускает Раду, но на досрочных выборах «Наша Украина» (или несколько проющенковских партий) набирает значительно меньше голосов, чем год назад, и превращается в политического статиста. Второй вариант («гриль») — это медленное «поджаривание» президента на политическом «огне»: он не предпринимает попыток распустить Раду и мучительно ждет, когда из «Нашей Украины» и БЮТ в парламентское большинство перебежит еще порядка 40 депутатов и там сложится стихийное конституционное большинство в 300 голосов, способное преодолевать президентские вето, а самого президента — окончательно «вырубить» из реального политического процесса.
3. Поэтому Ющенко выгоден третий, компромиссный, вариант: Рада не распускается, конституционное большинство, поддерживающее Януковича, не складывается (под личные гарантии Мороза, Януковича и Ахметова). Реализовать это можно либо через издание указа об отмене указа о роспуске, либо через Конституционный Суд. Кроме того по состоянию на утро 3 апреля в официальных газетах «Урядовий кур’єр» и «Голос України» указ о роспуске Рады не был опубликован, однако был опубликован в президентском бюллетене тиражом 3 тысячи. Следовательно, мосты для поиска компромисса еще не сожжены.
4. В условиях обрушения легитимности всех или большинства высших органов государственной власти политический кризис в Украине может быть преодолен при участии внешних посредников, среди которых логичны представители Совета Европы, ЕС, России, США и даже Польши. Такой сценарий может иметь определенный успех, однако будет колоссальным ударом по международному авторитету и имиджу Украины. Украинский политический и конституционный кризис развивается, как и прежде, по модели взаимного ограничения легитимности.
5. Импичмент президенту Ющенко Верховная Рада вынести не сможет: это крайне сложная в юридическом отношении и запутанная процедура, требующая, к тому же, поддержку на финальной стадии 338 депутатов (ст. 111 Конституции). Импичмент может быть только инициирован простым парламентским большинством как средство психологического и политического давления на Ющенко.
6. В сложившейся ситуации президент может объявить в Украине чрезвычайное положение (п. 21 ст. 106 Конституции). Правомочность такого шага уменьшается из-за того, что Верховная Рада не утвердит его в предусмотренные в Конституции два дня (п. 31 ст. 85).
7. Верховная Рада не сможет изменить Конституцию Украины и урезать полномочия президента либо вообще ликвидировать этот пост — из-за громоздкости и растянутости процедуры. В условиях объявления чрезвычайной ситуации Конституция не подлежит изменению (ст. 157).
8. На данный момент отсутствуют предпосылки для перерастания «холодного» противостояния высших органов государственной власти и поддерживающих их политических сил и «майданов» в «горячие» столкновения. Однако роковую роль могут сыграть «несимметричные провокации».
9. Возможные бомбардировки Ирана американскими ВВС в ближайшие дни могут также оказать влияние на внутриукраинскую ситуацию в случае досрочных выборов. Не исключено, что некоторые из политических сил (прежде всего, Партия регионов) сделают тему невступления Украины в НАТО (на фоне иранской кампании США) ключевой в своей предвыборной программе.
10. Ни Оранжевая революция 2004 года, ни политические процессы 2005–2006 годов не привели к полномасштабной элитной ротации в украинской политике. В случае досрочных выборов на фоне массового электорального разочарования складывается ситуация, при которой возможна частичная элитная ротация и появление новых политических сил и персон.
11. Обстоятельства недавней трагической гибели российского бизнесмена Максима Курочкина могут стать фактором психологического давления на всех без исключения украинских политиков-«фронтменов» во время предвыборной кампании.
12. Политический кризис в Украине еще раз показал неэффективность для постсоветского пространства и, в частности, для Украины парламентской и парламентско-президентской формы государственного правления. Верховная Рада, избранная в марте 2006 года, изначально была нежизнеспособным существом — хотя бы из-за сложной формулы консенсуса и многокомпонентности парламентского большинства. Если в случае досрочных выборов в новой Верховной Раде БЮТ с Партией регионов будут иметь конституционное большинство (300 голосов), а БЮТ с проющенковскими партиями будут иметь простое большинство (226 голосов), Верховная Рада может стать относительно эффективным и динамичным политическим игроком.
Автор – сотрудник Центра восточноевропейских исследований, Москва.