Открывая в четверг военно-научную конференцию по проблемам строительства системы войсковой противовоздушной обороны (ПВО), которая проходит в Смоленске, начальник ПВО ВС РФ генерал-полковник Николай Фролов заявил, что российские средства ПВО более не способны противостоять современным средствам воздушного нападения (СВН). По словам Фролова соотношение боевых потенциалов средств СВН и войск ПВО «практически на всех стратегических направлениях сложилось не в пользу последних».
Но Фролов не только обрисовал мрачное будущее российской ПВО, но и постарался дать ответ, как его избежать. Перевооружение, строительство радиолокационных станций нового поколения и оптимизация структуры самой противовоздушной обороны – три направления модернизации, которые он выделил.
Но, несмотря на нарисованную картину полного развала, начальник ПВО ВС РФ не повел речь о срочном перевооружении российской армии и его рассказ был посвящен тому, чем могли бы пополниться российские арсеналы к 2020 году.
Другое направление развития ПВО – разработка новых радиолокационных станций. Новые РЛС должны, по идее Фролова, представлять собой унифицированные мобильные маловысотные станции, которые были бы защищены от помех и с большей точностью могли бы определять координаты целей. Но, когда желанные станции появятся в распоряжении российских военных, сказано тоже не было.
По мысли военачальника, главным ответом на растущую внешнюю угрозу может стать реорганизация структуры войск ПВО. К 2020 году, объяснил генерал, «возникает необходимость перехода к новым оргштатным структурам, связанным с увеличением средств ПВО и их комплексированием».
Видимо, реорганизация и является главным интересом начальника ПВО.
Эксперты отмечают, что между войсковой ПВО, обеспечивающей армии прикрытие, и стратегической ПВО ВВС идет борьба по всем направлениям: кто получит новые вооружения первым, кто будет контролировать РЛС, кто будет играть первую роль при создании «единого информационного поля» воздушно-космической обороны. Эта борьба началась еще в 1998 году, когда ПВО утратила статус вида Вооруженных сил и ее ресурсы были разделены между Сухопутными войсками и ВВС.
Пока чиновники МО увлечены реорганизацией, ПВО прордолжает разваливаться.
Кроме того, как выясняется, у МО нет не то, что внятной, но и просто грамотно построенной концепции ПВО.
Так что пока остается надеятся, что "потенциальный противник" так и останется потенциальным.
В ноябре 2007 года ИНС подготовил и опубликовал доклад "Итоги с Владимиром Путиным: кризис и разложение российской армии", выводы которого спустя полгода подтвердил начальник ПВО ВС РФ генерал-полковник Фролов.