Маразм крепчал, деревья гнулись

Много лет назад, еше до всякого Путина, не к ночи будь помянут, я написал:

Неважно, какого конкретно козла

Восславит в легендах толпа.

Печально не то, что империя зла,

А то, что еще и глупа.

С тех пор российская действительность чем дальше, тем больше подтверждает этот тезис. То есть на самом деле, конечно, обилие зла, количество которого все растет и растет, тоже весьма печально. Но главное — это зло совершенно бессмысленно, оно приобретает все более абсурдные формы, выходя за рамки заурядной (и даже незаурядной) глупости.

Новости из России напоминают репортаж из сумасшедшего дома, причем в изложении самих пациентов. Это уже даже не кафка — это какой-то хармс, извините за выражение...

Нет, я никоим образом не хочу сказать, что к происходящим уже чуть ли не ежедневно трагедиям можно относиться с иронией. Убийства, избиения, унижения со стороны подонков в форме и без, полное бесправие человека перед преступным государством (преступным в самом буквальном смысле — постоянно нарушающим собственные законы) — все это очень серьезно. Но при этом во всем, что творится, еще и совершенно отсутствует логика. Причем не всегда только лишь со стороны власти...

Взять, к примеру, ситуацию в Химках, превратившихся даже на фоне не перегруженной законностью России в зону какого-то уже совершенного бандитского беспредела. Казалось бы — ну что такого, экологический вопрос местного значения, изначально — вообще никакой политики, власть вполне могла бы позволить себе спокойную дискуссию и даже «царский» жест навстречу общественному мнению. Однако поведение властей (так и хочется сказать — паханов), что местных, что очевидно покрывающих их центральных, таково, словно речь не о строительстве дороги, а, как минимум, об устройстве в злосчастном лесу кокаиновых плантаций. А как максимум — о хранении там сундука с иглой, скрывающей смерть нашего воблоглазого Кощея. Покушения на убийство и избиения сопровождаются судебным преследованием... жертв. Полуживого Бекетова демонстративно судят «за клевету», признают виновным, приговаривают к штрафу и тут же освобождают от него «за истечением срока давности». Все те, кто, казалось бы, максимально заинтересован в том, чтобы не придавать химкинской проблеме громкого политического характера, лезут из кожи вон, чтобы добиться прямо противоположного результата... Понятно, за проектом строительства трассы через лес стоят бизнес-интересы кое-кого из чиновной камарильи. Но неужели страшнее какого-нибудь Дворковича, не говоря уже о Стрельченко, зверя нет, неужели ради них необходимо позориться на весь мир, лишний раз демонстрируя бандитскую сущность российского государства, и делать то, чего режим вроде как смертельно боится — «раскачивать лодку», на ровном месте превращать вчера еще аполитичных людей в убежденных оппозиционеров?

Похожая ситуация, кстати, с питерским «газоскребом». Там, к счастью, пока еще никого не изувечили. Но упорное стремление водрузить этот дрын в историческом центре города вопреки всем внутренним и международным протестам (о вкусе и здравом смысле уж и не говорю), заставляет подозревать в основе всего этого даже не бизнес-интересы «Газпрома» (который явно не разорился бы, возведя свою кукурузину поближе к окраине — в Москве, кстати, газпромовский «карандаш», причем куда более скромных размеров, стоит в районе метро «Новые Черемушки», и ничего) — а нечто по ведомству доктора Фройда. О да, разумеется — такую аналогию уже высказывали неоднократно. Но _этих_ не берет ничего, они не боятся выглядеть ни глупо, ни смешно...

Что примечательно — маленький забавный человечек, формально занимающий высший пост в государстве что-то там такое бурчал неодобрительное и по поводу Химкинского леса, и по поводу газоскреба. Бурчание было, естественно, проигнорировано, что лишний раз продемонстрировало истинное место маленького забавного человечка.

Главной информационной бомбой прошлой недели стало дикое нападение на Кашина. Дикое во всех смыслах, ибо отыскать логику невозможно и тут. В этом деле непонятно все — и мотивы организаторов, и реакция общества. Почему Кашин? Мы уже привыкли к тому, что жизнь человека в России не стоит и гроша, что информация об убийствах, покушениях, избиениях, ментовском и судейском беспределе в отношении журналистов, оппозиционных активистов, а то и просто случайных прохожих вроде Сергея Мохнаткина приходит постоянно, а в последнее время — чуть ли не каждый день. Но Кашин, собственно, и оппозиционером-то не был. Причислить его к таковым можно разве что в той радиоактивной пустыне, в которую превратились «официальные» политическая жизнь и медиа-пространство РФ, где заявления в стиле «и вовсе вы не величайший из королей, а только выдающийся» уже выглядят верхом смелости. Для меня, к примеру, Кашин, защищающий советский миф о «Великой Победе» — причем не по тупому невежеству и нежеланию признавать факты, как делают это безмозглые сталинисты, а защищающий сознательно, с пониманием, что это миф — это политический противник, находящийся в одной лодке с Путиным и имеющий с ним разве что стилистические разногласия. «Не оппозиция его величеству, а оппозиция его величества». Это не значит, что я ему не сочувствую — человека не просто жестоко избили, а искалечили на всю жизнь, и это в любом случае трагедия. То, что это, скорее всего, стало расплатой за его профессиональную деятельность — отвратительно вдвойне. Но в России все еще остается немало публицистов, пишущих куда более радикальные и враждебные правящей хунте вещи. Примеры в данном контексте приводить не буду, дабы не выглядело, как подстрекательство, но всякий, читающий оппозиционные сайты, их знает. Почему такая изуверская расправа именно над Кашиным? Чем он был так уж опасен власти?

С другой стороны, непонятен и резкий общественный резонанс — который, безусловно, стоило бы только приветствовать, если бы этот случай был первым. Но, как уже было сказано, сообщения о расправах приходят чуть ли не ежедневно. Буквально в те же дни проломили череп химкинскому активисту Константину Фетисову, избили журналиста Анатолия Адамчука, после чего он попал под прессинг ментов, пытавшихся заставить его признаться, что он, как пресловутая унтер-офицерская вдова, «сам организовал нападение на себя», вынесли обвинительный приговор Бекетову... Не то чтобы об этих случаях совсем не говорят, но на фоне Кашина о них почти не слышно. А сколько журналистов и политических активистов пострадало и погибло раньше! Почему они не заслужили столь же мощной кампании поддержки? Почему всюду только Кашин? Еще раз повторюсь — плохо (и абсурдно) не то, что столько внимания уделяют ему, а то, что при этом практически игнорируют остальных. Включая поплатившихся не только здоровьем, но и жизнью. Или все дело в том, что они-то как раз были настоящими оппозиционерами, они-то действительно выступали против властей, не кремлевских, так местных, и их «ну понятно, за что», «а чего они, собственно, хотели?» — а вот Кашина «непонятно»? Пока нападали на оппозиционеров — это было «нормально», а как тронули «просто успешного журналиста» — это уже, конечно, беспредел?

Или вот еще замечательные новости, не укладывающиеся в логику психически нормального человека. Сначала в Новосибирске администрация местного университета запрещает показ документального фильма «Любите меня, пожалуйста» об убитой вместе с адвокатом Маркеловым журналистке Анастасии Бабуровой. Сразу же после этого некая банда хулиганов, предположительно — скинхедов, нападает на студентов, собравшихся все же посмотреть фильм, устраивает побоище со стрельбой из травматического оружия и благополучно скрывается (напомню — все это происходит на территории университета, где, по идее, должна быть обеспечена охрана). После этого милиция (пресловутое «антиэкстремистское» подразделение «Э») проводит обыск у... организатора показа фильма. Похоже, делать главными подозреваемыми потерпевших — это модное российское ноу-хау. В самом деле, преступник ведь скрывается, а жертва — вот она, даже сама в милицию приходит... Но дальше еще интереснее! Сразу два московских фестиваля, «Профессия: журналист» (организаторы — Союз журналистов России и Гильдия кинорежиссеров России, президент фестиваля — глава СЖР Всеволод Богданов) и Международный правозащитный кинофестиваль «Сталкер» (президент — Марлен Хуциев), спешно снимают пресловутый фильм из своей программы, так как «не могут обеспечить безопасность зрителей».

Не буду задаваться ожидаемыми вопросами, в чьих руках, в таком случае, находится власть в стране и почему два десятка новосибирских хулиганов так напугали отважных московских правозащитников. Ибо на самом деле здесь маразм не заканчивается, а только начинается. Понятное дело, что если столь разная публика — от неонацистов до правозащитников — объединяет усилия, чтобы не дать желающим увидеть фильм, то его приходится смотреть (скачав из интернета), чего в иной ситуации я бы, вероятно, делать не стал.

Так вот. Если показ фильма сорвали неонацисты, а возмущаются этим обстоятельством антифа (к числу коих принадлежала и Бабурова), то решительно невозможно понять ни тех, ни других. Потому что на самом деле им следовало бы поменяться местами. Ибо, что бы там ни хотел на самом деле снять режиссер Балаян — а полагаю, что он действительно хотел снять антифашистский фильм — на самом деле его творение представляет собой вполне добротную нацистскую пропаганду.

Дело не в том, что фильм изобилует роликами, выступлениями и интервью скинхедов. «Врага надо знать в лицо», это понятно. Дело в том, как именно выглядят — во всяком случае, в фильме — обе противостоящие стороны.

Замечу, что лично мне равно неприятны и скинхеды, и антифа. И те, и другие исповедуют неприемлемые для меня идеи: если первые — пещерные ксенофобы, то вторые — леваки и толерасты (не путать со сторонниками нормальной, не «политкорректной» толерантности; разница тут, как в старом анекдоте, как между каналом и канализацией). И те, и другие — фанатики, для которых их догмы важнее реальности. И те, и другие практикуют насилие по отношению к своим противникам (и если кто-то скажет вам, что антифа не нападают первыми, плюньте ему в его лживые глаза). И те, и другие считают, будто власть на стороне их противников, и часто боятся показывать лица (впрочем, в фильме скинхеды фигурируют «с открытым забралом», а вот один из друзей Бабуровой упорно пытается спрятаться в воротник свитера — получается у него, правда, плохо). Короче говоря, у меня нет предвзятости в ту или другую сторону (или, если угодно, она одинакова в обе), что делает меня, в некотором роде, идеальным зрителем. И что же я вижу в фильме?

Прежде всего замечу, что никакой критики кремлевского режима там нет (ну разве что несколько секунд демонстрируется видеошарж с Путиным в виде краба). Это вам не «ФСБ взрывает Россию» и даже не «Путин: итоги». Так что у власти нет никакого резона препятствовать показу (и если она это делает, то это лишь подтверждает всю глубину российского маразма). Фильм практически целиком посвящен теме «фа» vs. «антифа» (даже о журналистской деятельности Бабуровой не сказано почти ничего — впрочем, похоже, достичь каких-то высот в этой сфере она просто не успела). Честно показаны и одни, и другие. Но насколько жалко и беспомощно при этом выглядят те, на чьей стороне вроде как все симпатии режиссера и, как предполагается, зрителя! Все, что они могут — это повторять «фашизм-фашизм-фашизм, ужас-ужас-ужас». Ни одной конструктивной мысли, ни одной конкретной идеи по преодолению существующих — и становящихся все острее — в России проблем, ни одного, на худой конец, привлекательного лозунга, побуждающего идти за ними. Убитые горем родители, которые, как выясняется, не имели понятия, чем занимается их дочь. (Кстати, название фильма — это фраза из электронного письма, написанного ей родителям незадолго до гибели; как по-вашему, станет обращаться к родным с такими словами — и таким способом — человек, которого в семье действительно любят?) Друзья и соратники, произносящие ритуальные фразы о мужестве и несгибаемом характере погибшей — ну и о собственных страхах впридачу. Кадры школьной кинохроники — нежный возраст задолго до всякой политики. Цитаты из новостных сюжетов, посвященных убийству Маркелова и Бабуровой. Вот, собственно, и все.

А как показана противоположная сторона? Я, мягко говоря, не поклонник Тесака-Марцинкевича, но глядя, как он представлен в фильме, трудно не проникнуться к этому парню симпатией. Даже когда он рассказывает, как стал скинхедом: «У меня во взорванном доме подруга погибла. Я тогда верил, что это сделали чеченцы, ну, маленький был... « Теперь, стало быть, не верит, понимает, что это ФСБ! Он демонстрирует, что способен спокойно и логично аргументировать свои взгляды — и его вопросы, заданные оппонентам (например, если все расы равны, то где великие негритянские ученые?) повисают в воздухе... А сцена, где он говорит задохлику-нашисту с красной звездой на пузе: «Ты готов бить фашистов? Да? Ну вот я фашист, бей меня!» вообще гениальна, даже если она постановочная.

Подчеркну еще раз — я не хочу сказать, что Тесак и в жизни такой замечательный парень, отстаивающий свою позицию исключительно интеллектом и остроумием, а не кулаками и чем еще потяжелее. Я говорю лишь о том, как он выглядит в «антифашистском» фильме.

Или вот еще эпизод. На экране очередной пропагандистский ролик «фа». Вещает полуголый бритоголовый амбал, рожа поперек себя шире, маленькие глазки — словом, как сказали бы американцы, откройте словарь на слове «быдло», и там будет его фотография.

И что же это быдло вещает?

Сначала — о проблемах. Причем часть этих проблем существует реально, пусть к терминологии и нюансам и можно придираться. Потом — «и что в этой ситуации должен делать ты?» Не всплескивание руками и закатывание глаз «ужас-ужас», а — что делать конкретно тебе? Думаете — сплотиться вокруг Вождя и идти умирать за Великую Россию? Нет! «Мочить хачей и антифа»? Опять не угадали! «Не пей, не кури, не употребляй наркотики, занимайся спортом, развивайся, найди хорошую работу, работай на себя и на свою семью [а вовсе не на Великую Россию, причем это «на себя!» даже подчеркнуто дважды — Ю.Н.], не смотри телевизор, роди много детей...»

Если убрать пару недобрых поминаний «жидов» — ну и тезис о пользе многодетности тоже весьма спорен, цивилизованные народы берут не числом, а качеством — то в остальном под этой программой подпишется любой вменяемый человек...

Есть, конечно, в фильме и другие кадры. Сцены избиений, заснятых самими скинхедами; впрочем, и антифа, устами того мальчика, прячущегося в воротник, признают, что не пацифисты. Какой-то концерт с голой девкой на сцене. Ни словА, ни тем более музыка песен, прямо скажем, не шедевр. Да и вообще вся эстетика современных неонаци — не более чем жалкая карикатура на исторический нацизм. Но у антифа даже такого нет! Во всяком случае, в фильме результаты их творчества не представлены. Цитаты из веблогов — злорадство в адрес убитых Маркелова и Бабуровой. Но, сдается мне, и антифа не скорбели по поводу смерти какого-нибудь, к примеру, Боровикова. «Либеральные идеи в топку» — слов нет, мерзкий лозунг. А «нет капитализму!», радостно скандируемое антифа в фильме, что, лучше? Да ведь это, по сути, то же самое!

Короче говоря, скинхеды показаны в фильме, как люди, умеющие и не боящиеся говорить о реальных проблемах и способные предлагать вполне разумные и конструктивные меры. В отличие от совершенно беспомощных антифа.

И уж если режиссер, желающий показать «фа» в наиболее неприглядном свете, не нашел ничего лучше (точнее, хуже), чем призывы вести здоровый образ жизни, самосовершенствоваться — или, скажем, заступаться за девушек, к которым пристают кавказцы (а что, на самом деле не пристают? или заступаться не надо?) — то какие выводы должен сделать зритель?

Еще раз — я не о том, что скинхеды на самом деле классные ребята (и поведение тех самых новосибирских отморозков, если это и впрямь были скинхеды, лишний раз доказывает, что это не так). Я — о стране победившего маразма, где что власть, что общество словно сговорились действовать максимально глупым образом и вопреки собственным интересам.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram