Я крайне нетерпим к любого рода ксенофобии, ненависти к «инородцам», выпячиванию «страдающей русской нации» и прочему агрессивному мракобесию. Мне всегда казалось, что ничего сложного тут нет: есть белое и чёрное, есть люди цивилизованные и есть узколобые отморозки. Не о чем спорить, всё очевидно — с ксенофобией надо бороться, вспышки ненависти надо гасить.
Но «совершенно простые вещи» оказались вдруг не так очевидны, а некоторые попытки «погасить конфликт» вдруг стали выглядеть тушением огня бензином.
Ситуация такова. При невыясненных обстоятельствах (подробности стычки описываются противоречиво) у метро Чистые пруды столкнулись две группы — москвичей и чеченцев. В ходе стычки чеченец убил ножом 22-летнего москвича Юрия Волкова, впоследствии убийца и его напарники были задержаны милицией, ведётся следствие.
Понятно, что тема «чеченцы зарезали русского» вызывает ажиотаж в определённых кругах. Что делают некоторые СМИ в этой ситуации? Они пытаются как-то сгладить остроту момента, чтобы не вызвать националистических погромов. Для этого в сообщениях об убийстве вес переносится с самого факта вопиющего преступления на личность убитого — сообщают, что он, возможно, принадлежал к ультраправым группировкам. Вот цитата из сообщения СОВА-Центра:
...Есть версия, что погибший и другие участники драки со стороны москвичей придерживались ультраправых взглядов и более того, милиция не исключает, что конфликт был ими и спровоцирован. На праворадикальных форумах также упоминается, что Ю. Волков был причастен к ультраправому движению, и предпринимаются попытки мобилизовать неонацистов для давления на милицию и прокуратуру...
Предполагаемая логика пряма и прозрачна: одно дело, если пройдёт месседж «Мерзкие чечены зарезали приличного русского парня» — в ответ поднимется бунт и резня; и другое дело, если ситуация будет выглядеть как «Группа фашиков и группа чеченов устроили поножовщину» — обычные бандитские разборки, нет повода для волнений.
При этом, увлекшись благими намерениями, журналисты напрочь забывают о человеческой этике — об отношении собственно к погибшему парню. Даже если озвученные версии найдут подтверждение (что вовсе не факт) и выяснится, что убитый был хулиганом, это никак не может оправдать факт безжалостного преступления. Убийство человека — это запредельное зло, кем бы этот человек ни был. Топтать память погибшего какими-то «версиями» — кощунственно.
И что самое главное. Такая некрасивая попытка сгладить эффект вызывает в итоге ровно обратную реакцию. Читая такие сообщения, люди делают вывод, что кто-то пытается замотать это дело. На это накладываются сообщения, что двоих из трёх задержанных на следующий день отпустили «под подписку» (когда речь идёт об убийстве! тут за пикет люди сидят порой сутками), распространяются слухи, что на следствие давят «влиятельные чеченцы», сами правоохранительные органы при этом молчат — им на всё плевать. И в результате вся эта красота выливается — в то самое возмущение, которое и грозит вот-вот перерасти в неконтролируемые погромы.
А мораль у басни такова. Не надо считать сограждан за дураков, не надо им петь сказочки и пытаться их «успокоить». Надо говорить правду, и надо давать полную и подробную информацию о ходе расследования. Если убийцы будут получать заслуженное наказание по всей строгости закона, это и будет самым действенным лекарством от любой ненависти.
Справедливость — основа гражданского мира. Замалчивание, неумные манёвры и ложь — прямой путь к бунту и безвинной крови.