Как всем известно, президент РФ Дмитрий Медведев назначил Александра Хлопонина, крупного бизнесмена и экс-губернатора Красноярского края, главным федеральным куратором Северного Кавказа.
Для начала, в связи с этим, приведу большую цитату из итальянской CorrieredellaSerra. Не про Северный Кавказ, а про территорию не менее солнечную и суровую — Гаити.
Чудовищное гаитянское землетрясение, убившее десятки тысяч жителей, практически не затронуло один из богатых районов острова. Как выяснил журналист Corriere della Sera, на курортном пляже неподалеку от Порт-о-Пренса аккуратные официанты по-прежнему обслуживают богатых клиентов и подают шампанское «Вдова Клико» по 153 долларов за бутылку.
Можно подумать, что «верхний» Петионвилль, где жили состоятельные гаитяне и отдыхали иностранцы, был прикрыт противоударным стеклом. Бары в колониальном стиле все так же открыты, рестораны ожидают посетителей. Устояла даже стройная колокольня церкви Святого Петра, сообщает InoPressa.
Ниже, в долине, насколько хватает взгляда, располагается Порт-о-Пренс, превратившийся в палаточный город, где полтора миллиона обездоленных пытаются выжить. Но на элитном пляже Калико-Бич жизнь течет без изменений.
Вы спросите, какая тут может быть связь? Очень простая.
«Деньги решают всё» — вот лозунг текущего исторического момента. И если божественные деньги защитили своих жрецов от землетрясения, то они уж как-нибудь сумеют умиротворить и вернуть в материнское лоно России этот Северный Кавказ. Так рассуждают в Кремле.
Для того и поставили северокавказским полпредом Александра Хлопонина. Он должен закачать в предгорный регион большие деньги. И проследить, чтобы их правильно осваивали.
В результате такого слежения появятся многие тысячи рабочих мест. Расцветет пышным цветом местный легальный бизнес. В результате все перестанут стрелять. И, товарищи, мы станем — братья. Война — это из прошлого. Деньги — из настоящего и будущего.
Правда, вряд ли что-нибудь из этого получится. Потому что Кавказ так и не дожил до эпохи всеобщего финансового постмодернизма. И там по-прежнему уважают грубую военную силу. Даже враждебную. И не уважают — слабость/податливость. Даже дружественную.
Рамзан Кадыров и другие не помешают Александру Хлопонину дать им денег. Даже помогут. Зверски доброжелательными улыбками и умильным похлопыванием по плечу. Зато, когда придет время отчитываться, обычное оружие снова окажется сильнее больших нулей. «Это чё за полпред, на Х.?» — спросят самих себя и Кремль Кадыров и Ко. Они так умеют.
Боюсь, нервная тишина прозвучит в ответ.
Ситуация, при которой северокавказские республики (особенно главная из них — Чечня) фактически независимы от России, зато главные деньги получают от и из Москвы, северокавказские элиты устраивает почти что полностью. Хлопонин объективно вынужден будет закрепить эту ситуацию. Хотя сегодня, наверное, и он, и тот, кто его назначил, думают иначе.
Дай им Бог успеха. Особенно Хлопонину. Ведь новый полпред — человек весьма амбициозный. С большими политическими планами. Иначе он бы и не согласился на столь рискованную должность. Значит, он надеется, что Северный Кавказ, по итогам триумфального денежного освоения, через пару-тройку лет катапультой забросит его на вершины федеральной власти.
А в наше время, когда политически амбициозных людей осталось так немного, это — уже плюс.
По крайней мере, Хлопонин не станет формально отбывать номер. Ему придётся бороться. За собственный, а значит, в какой-то мере и за российский — успех.