Что отдавать кесарю

В прошлый раз я высказал утверждение, что несмотря на ситуацию предательства нынешним российским государством своего народа, совсем обойтись без государства мы в обозримую историческую эпоху не можем. Переход к анархическому устроению общества является на сегодняшний день, мягко говоря, преждевременным. Что никак не может отменить привлекательности национал-анархистского идеала.

Если это так, то вторым базовым вопросом (после вопроса о том, какое государство нам нужно) является вопрос о том, какое соотношение государственного и анархического принципов является оптимальным для нашей страны.

Однако перед тем, как отвечать на этот вопрос, я вынужден отвлечься. Судя по некоторым комментариям под прошлой колонкой, кое-кто из моих читателей не понял смысла, который я вкладываю в слово «анархия».

Итак, разъясняю для непонятливых. Анархия — это вовсе не отсутствие в обществе какой бы то ни было публичной власти. Анархия — это отрицание государства как единственного и монопольного источника публичной власти.

Анархический строй общества — это общество без государства, общество как конфедерация самоуправляемых территориальных, профессиональных и производственных общин. И каждая из этих общин обладает инстанцией публичной власти в лице либо общего собрания членов общины, либо демократически избранных органов управления. Кстати, классик анархизма Кропоткин считал европейское Средневековье примером безгосударственного анархического устроения общества.

Так что, вопрос о соотношении государства и анархии в одной отдельно взятой стране — это вопрос о соотношении компетенций государственных органов власти и всех иных объединений граждан. Если угодно, классический вопрос о соотношении государства и гражданского общества.

Итак, что же должно входить в компетенцию государства? В первую очередь, разумеется, оборона, государственная безопасность и внешняя политика. Без них у государства нет суверенитета. Любая попытка захвата этих полномочий регионами или земствами делает эти регионы или земства суверенными государствами.

Другое дело, что отнесение обороны и госбезопасности к исключительной компетенции государства вовсе не подразумевает их полной централизации в мирное время. Армия, за исключением ракетных войск, авиации и флота, пограничных войск, десанта и спецназа, может быть построена по территориально-милицейскому принципу, являясь, прежде всего, народным ополчением.

И уж совсем очевидно, что принадлежность госбезопасности к исключительной компетенции государства вовсе не предполагает сосредоточения в руках государства всех функций по защите безопасности граждан, борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Централизация госбезопасности никак не противоречит наличию в каждом земстве, в каждой самоуправляемой муниципальной общине местной муниципальной полиции с всенародно избираемым урядником и местной судебной власти с выборностью судей и народных защитников. (Уж извините, но написать «шериф» и «омбудсмен» у меня рука не поворачивается).

Помимо полномочий, непосредственно образующих собой государственный суверенитет, в исключительную компетенцию государства должны входить все общие блага, как те, которые по своей природе должны являться общей собственностью всех граждан, так и те, которые доступны только общегосударственному управлению по своим масштабам и значимости.

То есть, с одной стороны, это государственная собственность на землю, недра, лесное и рыбное хозяйство. С другой — это государственная собственность на инфраструктуры федерального значения — транспортную, энергетическую и информационную. Разумеется, в госсобственности должна находиться и оборонная промышленность.

Все это, безусловно, никак не противоречит возможности наличия во всех этих сферах частных, общинных и кооперативных провайдеров и операторов, будь то работающие под твердую маржу операторы по добыче полезных ископаемых или имеющие право на прибыль операторы авиаперевозок. Я уж не говорю о провайдерах энергетических и информационных услуг или о предоставлении муниципальным общинам прав на использование земли под сельхозпроизводство и жилищное строительство.

Ну, и наконец, в исключительной компетенции государства должны находиться возможности проведения федеральных структурных политик. Сюда относятся и социальная политика по выравниванию доходов граждан и общественных групп через механизмы налогообложения и социальные стандарты, и региональная политика, выравнивающая доходы регионов, и промышленная политика, поддерживающая перспективные отрасли и способствующая свертыванию отраслей отсталых.

Только государство может проводить политику по стимулированию научно-технического прогресса и воспроизводству человеческого капитала, то есть, говоря простыми словами, проводить основное финансирование здравоохранения, образования, науки и культуры. Чему, разумеется, никак не противоречит возможность существования автономных школьных и больничных округов с выборностью гражданами директоров школ и главврачей больниц или автономии университетов с выборностью студентами и преподавателями ректоров.

Только государство может проводить в федеральных масштабах антимонопольную политику, экологическую политику, контроль за добросовестностью конкуренции в бизнесе и добросовестностью деятельности бизнеса.

И, собственно, всем этим полномочия государства, на мой взгляд, и исчерпываются. Всё остальное должно находиться в компетенции общества как системы ассоциаций граждан.

Более того, даже для реализации всех вышеназванных полномочий государство не должно собирать все налоги в центре, и только потом перераспределять их по отраслям и территориям.

Земства и регионы должны с самого начала оставлять у себя причитающиеся им налоги с граждан и предприятий. И только федеральные налоги должны сразу перечисляться в центр для осуществления деятельности государства.

В этих рамках должно осуществляться постоянное гибкое перераспределение функций и обязательств между муниципалитетами, регионами и центральной властью. Грубо говоря, не может земство содержать больницу — она передается региону. Ну, и, соответственно, с одной стороны — и так далее, а с другой — и наоборот. В немецкой традиции это называется «принцип субсидиарности».

Таким образом, государство должно быть одновременно и сильным, и минимальным.

Либеральная концепция минимального государства-«ночного сторожа» реально оставляет большинство граждан без государственной защиты, и отдает их на произвол и расправу меньшинству сильных и амбициозных.

Фашистская и коммунистическая концепции сильного государства «превыше всего» чрезвычайно сильно ограничивает, а то и ликвидирует индивидуальные и групповые свободы.

При этом, я лично не могу отрицать частичной правды, содержащейся как в либеральной, так и в фашистско-коммунистической концепциях государства.

То, что я здесь предлагаю, с точки зрения политической, является националистической концепцией государства, понимающей государство как служебный орган нации. А с точки зрения социально-экономической, предлагаемая концепция государства является синтезом социал-демократических и анархистских взглядов.

Только государство на службе общества и под контролем общества может гарантировать базисные права граждан и обезопасить нас от узурпации власти любыми сильными мира сего, будь то чиновники, богачи или силовики.

Приложение. Типы государств по В. Милитарёву

ГОСУДАРСТВО

Большое

(вмешивается во всё, пытается контролировать все сферы жизни, обладает раздутым госаппаратом и окологосударственными структурами)

 

Маленькое

(старается ограничить своё вмешательство минимумом стратегически важных областей, всё, что можно, передоверяя иным структурам)

 

Слабое

(неспособно решить все свои задачи, вынуждено мириться с другими центрами силы, прежде всего консолидированными меньшинствами или внешним давлением)

 

Загнивающее бюрократическое государство, в предельном случае – «издыхающая империя».

Либералистское государство, оффшорная зона, пиратская республика, в предельном случае - closed state.

Сильное

(способно решить все свои задачи, не нуждается в помощи извне и не боится давления)

Любое «государство-гегемон» образца XX-XXI веков, в предельном случае – фашистское или коммунистическое государство.

Инновационное национальное государство.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram