Ну что ж, конец сезона. Пора подводить итоги и закрывать Агенство Политических Новостей на инвентаризацию.
* * *
Начнём с итогов. Главное тут — определиться с настроением. Потому что от него зависит цвет картинки, а это главное. Вроде и то же самое нарисовано, а вот в чём штука: закрась рыженьким, получится весело, закрась буреньким — гадостно. А ведь цвета близкие.
Ну вот рыженькое:
…господа, товарищи, граждане, а также соратники и камрады. Мы сделали это. В смысле — пережили 2007 год. Несмотря на все ужасы произошедних и ожидаемых выборов, на грузино-эстонскую интригу и на неурожай свёклы, мы всё ещё живы, отчасти сыты, и даже временами покупаем себе новые тряпки и железки, благосостояние повышается, пенсии растут, а тем временем на международной арене нас боятся и даже уважают, авторитет нашей страны не поспевает за кредитным рейтингом и вот-вот потечёт инвестиция…
— извините, не хочется продолжать. То есть можно, конечно, и дальше бодрячить в том же духе, есть и поводы, но настроения нет. «Не так оно всё было».
А вот буренькое:
…дорогие, понимаешь, россияне, электорат, вымирающее население. С вами в очередной раз сделали это. В смысле — заставили голосовать за своих врагов, засевших в Кремле, ходить на митинги едросов, за счастье оставаться в живых, покупать тряпьё и железяки, за смехотворные прибавки к пенсиям и дешёвое пропагандистское пойло, в то время как на международной арене нас бесконечно презирают и регулярно издеваются, а кредитный рейтинг вот-вот…
— простите, так тоже не хочется. То есть, опять-таки, можно и дальше ныть в той же тональности, и поводы есть, но, опять-таки, нет настроения. «И не так — да и не этак».
Честно говоря, просто не хочется говорить о политике. Поэтому давайте на этих двух пассажах и закончим, а кто хочет — пусть сам продолжает. А мы собираемся уходить на новогодние каникулы, законно дарованные нам Государственной Думою.
Про них-то и поговорим.
* * *
Как известно, Большая Новогодняя Гулянка (не хочется писать «пьянка») была узаконена 24 декабря 2004 года, когда был внесён и принят федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового Кодекса Российской Федерации» № 201-ФЗ. Тогда же, кстати, был сделан государственным праздником и полюбившийся многим русским людям (и не полюбившийся некоторым иным прочим) День Народного Единства 4 ноября. Но, как уже было сказано выше, о политике мы ни гу-гу. Давайте о хорошем.
Итак, официальной частью Большой Гулянки являются дни с 1 по 5 января — «новогодние каникулы». На самом деле народ понимает это дело расширительно. Во-первых, с учётом субботы и воскресенья, которые переносятся или компенсируются (как именно это должно быть по закону — смотрите здесь), получается как минимум неделя. Во-вторых, на 7 января приходится православное Рождество. В-третьих, ночь с 13 на 14-е — Старый Новый Год (считающийся уникальным русским праздником, хотя его празднуют и в некоторых европейских странах, затянувших с переходом на григорианский календарь — например, в немецкой части Швейцарии). В-четвёртых, 14-е, так или иначе, получается не очень рабочим днём, ибо, сами понимаете, того-с. Опять же где-то рядом выходные.
Это с одной стороны. А с другой, кто теперь начинает праздновать новолетие с января, когда на 25 декабря приходится католическое Рождество? Которое, кстати, не только католическое или там протестантское: практически во всех основных православных странах, то есть в Болгарии, Румынии и Греции. Сербия, понятное дело, держится старин, Черногория тоже, по инерции, с Грузией непонятно. Впрочем, вопрос этот, по сути, нерелигиозный, ибо в канонах на этот счёт ничего не сказано. Хотя греческие старостильники придают этому вопросу принципиальные значение. Но вообще-то нет такой вещи, которой кто-нибудь не придавал принципиальное значение, так что не будем лезть в эти темы. Если кому интересна именно что принципиальная позиция — почитайте, скажем, вот это сочинение Ольги Глаголевой.
Интереснее другое — как народ относится к образовавшейся череде праздников, повторяющих друг друга и друг другу противоречащих.
Начнём с католического Рождества. Отмечают его в массовом порядке в основном в крупных городах, под влиянием, так сказать, цивилизации. Интересно, что в отмечании принимают активное участие и многие православные — разумеется, не ригористы, но всё же верующие. Объясняется это не какими-то там скрытыми симпатиями к римскому Папе (чего нет, того нет), а той обстановкой, которая установилась у нас вокруг «кристмаса». Если коротко — всем понятно, что это не настоящее Рождество, а что-то вроде репетиции Нового Года. То есть сугубо светский праздник с «Санта-Клаусом» («европейский Дед Мороз»), песенкой «Джингл Белл», для состоятельных — посиделками в ресторане с «рождественским меню» и официантками в красных шубках. Хорошо ли это? Трудно сказать, я не праздную католическое Рождество и у меня нет на этот счёт особого мнения. Но вроде как посидеть в ресторации в этот день и послушать песенку про то, как однозвучно гремит колокольчик — не самое страшное зло. Главное, в костёл не ходить и в кирху, а так — отчего бы не ощутить на минуточку себя «цивилизованным европейцем». Так что если вы его праздновали — не страшно, а ежели не праздновали — тоже не страшно.
Теперь сам Новый Год. Опять же, для православных это вовсе даже Рождественский пост, что создаёт определённые проблемы. Какие именно — можете почитать здесь и здесь, выбор за вами. Насколько, впрочем, мне известно, сейчас у нас наличествует ещё и прослойка неправославных граждан, Новым Годом манкирующих. К примеру, некоторые воинствующие язычники считают НГ «слишком христианским» и даже «еврейским» праздником и празднуют языческое новолетие — кто весной, кто летом, кто осенью, тут есть разные толки. Им хочется напомнить, что сохранившиеся в России — или ре-репатриировавшиеся из Израиля, такие тоже есть — практикующие иудеи называют НГ «сильвестром» и не празднуют особенно злобно. Дело в том, что 31 января — это день святого Сильвестра, одного из первых римских пап, Сильвестра Первого, которого император Константин Великий (первый христианский император Рима) лично поставил «над епископами». Некоторые особо озабоченные приписывают этому самому Сильвестру какой-то особый антисемитизм и даже «преследования еврейской общины», по каковой причине не любят и его, и 31 декабря, и Новый Год заодно. На самом деле это фигня полная, просто некоторые граждане способны усмотреть антисемитизм в чём угодно, даже в таблице умножения (семью два знаете сколько? а восемь на десять?) Так что ежели кто из наших читателей таки да — празднуйте спокойно. Или не празднуйте спокойно, только на зловредного папу не ссылайтесь, пожалуйста, он никаким боком не виноватый.
Отдельная тема — ёлка. Строго говоря, ёлка — совсем даже не новогоднее, а именно что рождественское древо, и ставилась она раньше не на новолетие, а именно на Рождество (которое, напоминаю, шло перед НГ). Некоторые не слишком образованные граждане усматривают в этом «пережиток славянского язычества» — кому-то это нравится, кому-то не очень. Некоторые даже помнят, что Святейший Правительствующий Синод ёлочку даже когда-то запрещал.
Увы (или не увы), обычай этот не языческий и не славянский. Ёлку в Россию ввезли немцы. «Милый немецкий обычай» был подхвачен и распространился. Запретили же ёлочку во время Первой Мировой, не из религиозных, а из националистических соображений — как и всё немецкое. Тогда, если кто помнит, и Петербург переименовали в Петроград (кстати, очень правильная идея была).
Насчёт пресловутых каникул. Тут есть выбор: квасить неделю или всё-таки заняться чем-нибудь дельным.
Знаю, знаю, что мне скажут: водочка-то она вкусная, в лапсы сама лезет, и другого случая не представится, чтобы вот так душевненько-то отдохнуть за любимым занятием. Потому что когда ещё, и веселие Руси, и всё такое прочее.
Знаете, а не буду я никого агитировать за здоровый образ жизни. Вы, друзья, и сами всё знаете. И если у вас нет других занятий — ну там разгрести дела, прочесть, наконец, «Преступление и наказание» (или «Заратустру»), съездить на юга или за границу, как следует приласкать любимую женщину, заняться шоппингом, выйти на митинг или подумать о том, как жить дальше — так вот, если у вас точно нет никаких таких дел, вообще никаких, ни сейчас, ни потом, ни по жизни вообще, тогда лучше, конечно, бухнуть. Чтоб штырило. С блёвом. И не переставать, потому что водка сейчас недорогая, на неё всегда заработать можно, а дела только отвлекают. Но если вы всё ещё чего-то хотите… нет, продолжать не буду, потому что получится проповедь ещё более нездорового образа жизни. Ибо всякий русский человек, занимающийся своими делами, уже тем самым опасно ходит. По крайней мере, с точки зрения властей, чья идеология описывается сакраментальной фразой, слышанной мною некогда от омоновца на Русском Марше в 2006 году: «Дома надо сидеть!» И, добавлю я, тихо квасить, чтобы поскорее поставить кеды в угол.
Это, впрочем, всё лирика. Продолжим наш праздник — то бишь описание таковых.
Как отмечать Рождество, опять же, православному народу виднее. Скажу только, что на сей раз пьянка уж точно неуместна. Это даже мне, иноверцу, и то понятно.
Ну и «старый новый». Если католическое Рождество — это что-то вроде репетиции НГ, то «старый» — проводы праздника. Точнее тут не скажешь, именно так — проводы праздника. За сим должны следовать «труды и скорби», ну или хотя бы просто труды. Опять же, есть простое правило — чем больше трудов, тем меньше скорбей.
* * *
Теперь немножечко о нас. Об Агентстве Политических Новостей.
Мы весь год честно трудились. Хорошо или плохо — судить вам, дорогие читатели. Судя по тому, что вы нас читаете — скорее хорошо, чем плохо, «хотя, конечно, есть куда стремиться» и всё такое.
Мы это будем, стремиться. Но не сейчас. Ибо мы тоже люди и тоже хотим немножечко пожить честной частной жизнью.
Редакция уходит в отпуск. Работу мы возобновляем одиннадцатого января.
Может быть, в течении этих дней здесь что-то будет появляться, — если вдруг в стране и в мире стрясётся что-то ужасное, любопытное, экстраординарное или просто интересное. Но никаких обязательств по этому поводу мы не берём.
Счастливого Нового Года, друзья!