Покурил план Путина – купил жене сапоги!

Прошедшие выборы преподнесли нам два урока.

Урок первый. Власть безумно напугана, если решилась на проведение беспрецедентной кампании силового психологического давления на избирателей, не сопоставимого по своей наглости даже с ельцинской пропагандой перед референдумом 1993 года и выборами 1996 года.

Урок второй. Наш народ, к сожалению, все еще готов прогибаться перед властью и поддаваться на подобное психологическое давление.

Разберем оба урока последовательно.

1. Продавцы плана: оранжевая революция сверху

Я не знаю точно, каковы цели проведенной Путиным кампании. Желает ли он, как считает Глеб Павловский, стать русским Ден Сяо Пином или пытается, как считает Станислав Белковский, гарантировать свою личную и имущественную безопасность после ухода от власти.

Тем не менее, ясно одно: предвыборная кампания «Единой России» во главе с Путиным была построена так, чтобы продемонстрировать превосходство Путина в народной любви к нему по сравнению с любым будущим президентом нашей страны. Технически эта задача решалась применением вместо технологий политической пропаганды технологий продажи рекламного бренда. Но использование в политике инструментов коммерческой рекламы с их гипнотичностью и бессодержательностью, по сути, является технологией оранжевых революций, как уже заметил на страницах АПН мой друг и коллега Олег Неменский.

Теперь разберём конкретные рекламные приёмы, которые использовались в компании.

1.1. Миф-автомат - Путин как стиральный порошок.

Прошедшая кампания «Единой России» подспудно пыталась убедить нас в том, что Путин, в отличие от обычного президента отстирывает гораздо лучше, да и уходит его, Путина, на одну стирку сильно меньше. Так что Путин чистит идеально. Не просто чисто, а безупречно чисто. При этом, чистит идеально, а цена реальна. Чистота – чисто Путин! Незапятнанная репутация. Может заменить семь обычных президентов. Путин – больше, чем президент. И т.п.

1.2. Хочешь стабильности – спроси Путина как. Путин как гербалайф.

В задачу кампании входило убедить нас в том, что Путин является единственным носителем некоего уникального ресурса, который приносит нам всем благо, и без которого нам должно быть очень плохо. В общем, классика технологии рекламных продаж.

Именно для этого и был придуман бессмысленный и беспощадный бренд План Путина (тм). Если бы план Путина поддавался бы выговариванию, то его можно было бы критиковать, но именно неопределенность плана Путина, именно утверждение, что этот пресловутый план является «всем тем, что я сделал за прошедшие восемь лет» придает плану Путина неопровержимость и свободу от любой возможной критики.

 Именно для этого придумана загадочная «стабильность». Именно для этого Путин призывает отнестись к своему плану бережно и любовно. Потому что одну букву в плане, не дай Бог, исправишь, и все погибло. Каюк России. А тайный план Путина всесилен, верен, благ и прекрасен. Как новое платье короля. И мы лучше умрем, но не раскроем проклятым буржуинам наш тайный план.

1.3. Путин как элитная иномарка.

Третий классический рекламный прием – это приписывание рекламируемому товару неопределенных коннотаций, связанных уже не с его превосходством над конкурентами, и не с его неопределенно-уникальными сверхвысокими потребительскими качествами, а вообще с чем-то замечательно хорошим, высоким и славным. В общем, приносящим счастье.

Поэтому Путин управляет мечтой и превосходит ожидания. А Россия при нем движется к лучшему, как Opel.

1.4. Оле, оле-оле-оле! Путин, вперед! Путин как сборная России по футболу.

Но здесь все совсем уж просто. Задачей этой технологии является заставить нас болеть за Путина, потому что он наш. Ведь за свою сборную болеют не потому, что она хорошо играет, а потому что она наша.

2. Молчание ягнят

Странным, однако, является то, почему эти технологии работают.

Казалось бы, мы битые волки. Много всего перевидали, и нас на мякине не проведешь. Ан нет. Ведь даже если вычесть из результатов путинской «Единой России» более чем возможные 20% фальсификаций, то оставшиеся 40% с лишним - это совершенно невообразимая цена за такое фуфло.

Конечно, любая бесстыдная и наглая кампания, проводимая властями с использованием всей мощи пропагандистской машины государства, в любой стране даст свой результат, выбив из окопов 15-20% самых психологически слабых граждан. Но 40% - это явно чересчур. Чай, не 37-й год на дворе. Да и Путин на Сталина с Гитлером не тянет.

Разгадать эту загадку помогли мне двое моих друзей и коллег. Политолог Михаил Денисов и социолог (я бы даже сказал, выдающийся социолог) Игорь Задорин. Они помогли мне понять, почему противоядие от плана Путина не срабатывает.

Казалось бы, понять бессмысленность плана Путина довольно легко. Для этого достаточно обладать здравым смыслом и способностью к сравнению. И все сразу станет ясно.

Мы жили при советской власти. У нее была, конечно, куча недостатков. Но последние 30 лет жизнь в Советском Союзе имела и множество достоинств. Высокие социальные гарантии, создавшие в СССР, по сути, общество трех четвертей. Бесплатное образование и здравоохранение, дешевое жилье, отсутствие безработицы, высокие стандарты личной безопасности при сравнительно низком уровне преступности. Сильная армия и ВПК, высокое международное положение, развитые наука и культура, в общем, СССР был одновременно великой державой и сильным социальным государством. И при этом, эволюционировал к технократическому обществу. Как сейчас говорят, к обществу знаний.

Да, стране явно не хватало свободы политического высказывания. Народ был отстранен от участия в выборах начальства и политического курса. Экономике не хватало элементов рынка. Десятки миллионов человек мечтали о западных потребительских товарах, миллионы мечтали о возможности выезда за границу и о собственном малом бизнесе, сотни тысяч сохли по запрещенной литературе.

И вот, когда правящая верхушка начала реформы именно в этом желанном народом направлении, появилась группа лиц, убеждающих советское общество в том, что реформы идут недопустимо медленно. Они обещали, что если они придут к власти, и проведут радикальные рыночные реформы, то жизнь в стране изменится к лучшему буквально за два-три года.

Придя к власти, эти люди обманули своих избирателей. Вместо повышения уровня жизни, в России наступила массовая бедность. При активном участии политической верхушки страны огромная часть советской госсобственности была передана небольшой группе физических лиц, связанной с новым руководством страны коррупционными связями. Возникло типичное для стран третьего мира общество социальных контрастов, в котором массовая бедность является необходимым условием богатства господствующего слоя.

Когда главарь преступной банды приватизаторов Ельцин привел к власти своего ставленника Путина, у значительной части нашего общества возникли, как теперь видно, необоснованные ожидания смены курса. Но за два президентских срока Путина ситуация в стране, если и изменилась к лучшему, то очень мало. Уровень жизни повысился в чрезвычайно малой степени, и то исключительно за счет роста мировых цен на нефть. Группа же назначенных Ельциным частных собственников разграбленной советской госсобственности осталась при своих неправедных богатствах.

И вот теперь Путин, все эти восемь лет остававшийся верным учеником Ельцина, а, судя по всему, и надежным исполнителем указаний приведшей его к власти ельцинской Семьи, объявляет себя защитником народа, который не допустит реставрации в нашей стране «олигархического режима, основанного на коррупции и лжи». Казалось бы, любому нормальному человеку все ясно. Человек не справился со своими обязанностями, а теперь еще и втирает нам очки. Ан нет. 40% , а то и 60% готовы курить план Путина.

Каковы объяснения этого явления Игорем Задориным?

Уже процентов 25 избирателей составляют молодые люди, не заставшие советской власти. Значительная часть нашего народа за прошедшие 15 лет культурно деградировала и потеряла навыки сравнительного мышления. Это еще 20% избирателей. И процентов 10-15 от числа избирателей при нынешней явке – это те, кто выиграли от происходящего. То есть, правящий класс и его обслуга. Вот вам и новое путинское большинство.

К тому же, значительная часть нашего народа боится политических рисков, связанных с любыми революционными преобразованиями, и предпочитает синицу в руках журавлю в небе.

Предложи им Путин программу возврата народу награбленного, они бы ее с восторгом поддержали. Но в устах оппозиции эта же программа кажется им слишком ненадежной и рискованной.

По мнению Михаила Денисова, многие люди считают требования возврата награбленного нереалистичными, поскольку с нынешней власти, по их мнению, где сядешь, там и слезешь. А в возможность добиться результата своею собственной рукой, через объединение народа, они не верят.

Это подтверждает известный тезис Вадима Кожинова о том, что исторической особенностью нашей страны является отсутствие общества. По мнению Вадима Валерьяновича, народ у нас всегда оставался наедине с государством, не имея между собой и властью никаких опосредующих инстанций.

Поэтому, замечу уже от себя, наш народ не имеет опыта действий в ситуации государства-предателя.

Всем вышесказанным и объясняется готовность такой значительной части нашего народа курить план Путина, нимало не взирая ни на какие предупреждения оппозиционных минздравов.

Дождемся ли мы тех благословенных времен, когда каждому нормальному человеку будет видно, что король-то голый, времен, когда план Путина развеется как дым от забычкованных косяков?

Это зависит только от нас самих. Если сможем преодолеть свойственный нам индивидуализм, сможем научиться взаимному доверию и солидарности, научимся ассоциироваться во имя общих интересов, сможем стать единой нацией, тогда победим.

Так что на сегодняшний день социально-ориентированный национализм является единственным лекарством, показанным нашему народу по жизненным показаниям. Если, конечно, мы не хотим оставаться жить в потемкинских деревнях и городах глуповых.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram